Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

04.09.2015 11:28 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Стратегический ориентир – на новую школу

Наверное, впервые за последние десятилетия августовская педагогическая конференция проходила без пленарного заседания. Это было неожиданно и необычно. Ведь знать, понимать и планировать работу, исходя из конкретной ситуации, сложившейся в районе, должен каждый учитель. Для того и собирается учительство района, чтобы обсудить достигнутое и упущенное, выработать общую стратегию движения вперед, определить стимулирующую составляющую на этом пути. Сегодня результаты учебной деятельности оцениваются исходя из конкретного вклада учителя, налаженного им совместно с учащимися познавательного процесса, успеваемости по предмету, общей образованности и воспитанности обучающихся. И только побывав на секции руководителей образовательных организаций, поняла, что в этой области наиболее стремительно меняются подходы и сам учебно- воспитательный процесс, роли педагога и обучающегося. Меняется школа, переходящая на новые государственные стандарты. И здесь важны действительно нюансы, детали, особенности преподавания детей младшей, средней и старшей ступеней, учебных предметов, деятельности администрации, в целом направления учебно-воспитательной работы каждой отдельной школы. Именно на заседаниях секций эти вопросы и рассматривались в деталях, с живым участием самих учителей начальных классов, педагогов- предметников, представителей администраций образовательных организаций.

Забегая вперед, скажу, что делегаты областной августовской педконференции, делясь на своей, районной, впечатлениями об увиденном и услышанном, рассказали, что и там работа проходила в том же формате, с серьезным анализом результатов педагогических инноваций, с акцентом на их сильные и слабые звенья, с заглядом в будущее, где многое перестает быть традиционным, незыблемым, привычным и понятным. Так, директор первой школы Ольга Алексеевна Конорева, делегат региональной конференции, поделилась тем, что сегодня учителю, педагогу дают определения не иначе как состоящие из устойчивых словосочетаний типа «учитель-методист», «коммуникатор- сетевик», «тьютор- инклюзивник», «проектировщик-инноватор». В переводе это означает мудрый, начитанный, грамотный учитель, умеющий брать на себя ответственность и реализовывать инновационные проекты ради того, чтобы выйти на личностный результат ребенка, дать импульс его развитию, возможность реализовать наклонности и способности. Ибо сегодня, как никогда, образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению.

В своем отчетном докладе
председатель комитета об-
разования Николай Васильевич Шуликов подробно проанализировал происходящие в этой важнейшей отрасли района процессы. Вот главные из них. В педагогике творческий поиск, опытная работа предполагают эксперимент, то есть поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Цель любого эксперимента – создание нового, и потому любая экспериментальная работа предполагает творчество не одного учителя, а целого учительского коллектива. В настоящее время в экспериментальном пространстве находятся четыре школы и два детских сада. Школа №1 – базовая школа федеральной инновационной площадки Волгоградской Академии последипломного образования «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как технология сотрудничества в условиях реализации ФГОС второго поколения». Школа №2 – инновационная площадка на базе Волгоградского университета и института биологии и экологии «Становление модели непрерывного экологического образования в современной школе», член «Гимназического союза России». Школа №3 – базовая школа федеральной экспериментальной площадки Волгоградской Академии последипломного образования «Повышение качества общего образования через индивидуализацию образования посредством реализации тьюторских практик» и с 2015 года – региональная стажировочная площадка по направлениям: «Информационная образовательная среда как ресурс обеспечения качества образования в условиях ФГОС» и «Проектирование образовательной среды на основе принципов индивидуализации. Внутриорганизационный сетевой ресурс». Качалинская школа – экспериментальная площадка на базе Волгоградской Академии последипломного образования «Патриотическое воспитание школьников в условиях поликультурной среды». Городские детсады «Колокольчик» и «Березка» работают в качестве соисполнителя регионального проекта и базовой организации стажировочной площадки Волгоградской области по направлениям православного и экологического воспитания. Все эти образовательные организации распространяют модели образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования, внедрение государственных стандартов второго поколения. И в целом руководители и педагоги всех образовательных организаций являются активными слушателями различных по направлению и содержанию курсов повышения квалификации.
Не все идет гладко и беспроблемно. Еще не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности, требуется постоянное совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно- методического. Устойчивая классическая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий. Осложняет деятельность учителя малое количество диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий.
Особого внимания требует
предоставление доступно
го качественного образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Здесь как перспективное технологическое решение проблемы рассматривается дистанционное образование.
Презентованы различные наработки и опыт по созданию образовательного пространства в условиях малокомплектной школы, работе основной сельской школы в социальном контексте, возможности информационно- коммуникативной среды в совершенствовании управления учебным процессом, по современным образовательным технологиям как механизму внедрения стандартов второго поколения, организации профессионального роста учителя в рамках образовательной организации.
Среди позитивных результатов этой большой работы стали ежегодное увеличение количества участвующих в районных, региональных и всероссийских олимпиадах детей, показывающих хорошие результаты. Городской и Нижнечирский лагеря для мотивированных детей «Росток» и «Бригантина» подготовили немало учащихся- старшеклассников для участия во Всероссийской олимпиаде школьников по предметам. В районе прошли туристический и экологический слеты, конкурсы «Математическая регата», «Донская казачка», «Казак всегда казак», интеллектуальная литературная игра, а также «Умники и умницы», районный фестиваль-конкурс «Жить, чтобы помнить», хоровой собор «Сила человеческого духа». Наряду с этим и сами педагоги района активно участвовали в самых различных мероприятиях, повышающих уровень компетенции и стимулирующих профессиональный рост. В результате в ходе аттестации высшей категории добились 13 педагогов, первой – 25, на соответствие занимаемой должности – 47 человек. Сегодня в педагогической семье района работают 90 специалистов высшей категории и 198 — первой.
А если говорить в целом об оценке результатов работы образовательных организаций, их педагогических коллективов, то ее дает государственная итоговая аттестация в форме основного государственного экзамена и в форме единого государственного экзамена. В 2014-2015 учебном году их итоги порадовали тем, что по всем сданным предметам, кроме математики и биологии, средний балл вырос. 15 выпускников района получили аттестаты с отличием. Но в то же время большое количество выпускников, не выдержавших ГЕА и ЕГЭ и не получивших документов об основном общем (7 человек) и среднем общем образовании (5 человек), вызвало серьезную озабоченность. В связи с этим наметилась необходимость взятия под особый контроль вопроса повышения качества подготовки выпускников к государственной аттестации. По математике, к примеру, прозвучала рекомендация вернуться к дополнительным занятиям для тех, кто плохо усваивает предмет.
Для педагогов остается
актуальной проблема
переподготовки и повышения квалификации. Для самих образовательных организаций назрело внедрение в практику принципа эффективного контракта. Это трудовой договор с конкретизацией должностных обязанностей работника, условий оплаты труда, показателей и критериев оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат. Он учитывает уровень квалификации, диапазон профессиональных компетенций самих педагогов, а также успеваемость учащихся. Инструментов для профессионального роста учителя существует достаточно. Это и межкурсовое повышение квалификации, и аттестация педагогических и руководящих работников, и работа предметных методических объединений, и профессиональные конкурсы. Все они работают и дают позитивные результаты.
В прошлом учебном году, как и в предыдущие, осуществляется переход на Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования. Школы №№1и 3 стали пилотными по введению ФГОС второго поколения. Уже есть серьезные наработки по использованию образовательных технологий в обновленном учебном процессе, примеры овладения учащимися основ умения учиться, способности к организации собственной деятельности и применения полученных знаний на практике.
С 1 сентября 2015 года ФГОС дошкольного образования вводится во всех дошкольных образовательных организациях района. И уже курсовую подготовку прошли 54 педагогических работника ДОУ. В этой образовательной сфере также будет разрабатываться и внедряться эффективный контракт. Отрадно отметить, что уже на данном этапе развития дошкольного образования выходят на новый уровень презентация личного опыта и профессионального общения. В течение предстоящего учебного года предстоит решить проблему очередности в детские сады. С 1 сентября 2015 года созданы дополнительные места в группах кратковременного пребывания в городских детских садах «Колокольчик» и «Звездочка», а также в Доме пионеров и школьников.
Воспитание на конфе
ренции рассматривалось
как главная наряду с обучением миссия современного образования. Среди воспитательных задач — реальное обеспечение прав детей, гражданское и патриотическое воспитание через развитие инновационных форм и методов, расширение работы школьных музеев, военно-патриотических и спортивных клубов, обеспечение профессионального роста классных руководителей, активизация деятельности образовательных организаций по профилактике негативных явлений среди учащихся. Результативным в плане патриотического воспитания стал период подготовки к 70-летию великой Победы. Участие во Всероссийских акциях «Бессмертный полк» и «Полотно Победы», операции «Обелиск», конкурсах районного и регионального уровней показали, как бережно относится наше подрастающее поколение к памяти о Великой Отечественной войне и ее героях. По остальным направлениям выстроена четкая система работы. Создаются условия для эффективного воспитательного процесса, укрепления здоровья обучающихся, профилактики безнадзорности и социального сиротства, защиты прав детей.
Сейчас наступило время еще активнее и эффективнее работать на достижение главных целей в образовании – обучать и воспитывать гражданина своей Родины, социально адаптированного и умеющего добывать и использовать знания, растить человека с высокой гражданской позицией.
В выступлениях главы
районной администрации
Александра Петровича Божко и его заместителя Татьяны Юрьевны Панковой, специалистов районного комитета образования Ларисы Федоровны Поповой и Татьяны Валентиновны Шуликовой, директоров Новомаксимовской и Бурацкой сельских, первой и второй и третьей городских школ Марии Павловны Кагальницковой, Людмилы Николаевны Машихиной, Ольги Алексеевны Коноревой, Елены Анатольевны Серебряковой, Надежды Васильевны Черновой были озвучены главные мысли — продолжить начатое, совершенствовать внедрение нового, активно строить школу будущего, отвечающую потребностям личности, общества и государства.
Прозвучало это как заявка на то, что иного пути нет и что есть коллективный настрой этот государственный заказ выполнить.

Г.Горшкова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

87