Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

24.12.2019 09:21 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Научить быть взрослыми

Вчерашнему выпускнику довольно непросто в стремительном потоке времени дается переход к взрослой, самостоятельной жизни.

Различные трудности, стрессовые ситуации на пути к ней встречаются и у того, кто уходит из родительской семьи, и у того, кто покидает учреждение интернатного типа, вот только справляются все по-разному… Если подростку, скажем, из относительно благополучной семьи родители стараются помочь разобраться и в себе, и в ситуации, определить свой путь, то его сверстнику из детского дома, школы-интерната самостоятельно решить эту задачу не под силу. Реальность такова, что он оказывается один на один со своими проблемами. Как правило, такие дети не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, зачастую становясь жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, в результате которых остаются на улице, без документов, вовлекаются в совершение противоправной деятельности. Избежать ошибок, определиться в жизненном пути суровикинским детям помогают специалисты Центра социального обслуживания населения, на базе которого организовано отдельное направление — постинтернатное сопровождение выпускников. О его работе беседуем с психологом срочной службы учреждения Е.Н. Бобровой.

- На базе нашего учреждения при участии Фонда поддержки детей организованы мероприятия, направленные на профориентацию подростков «Кем быть? Выбираем интересную профессию!». Задача данной программы — организация сопровождения и поддержка выпускников учреждений для детей сирот с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. Безусловно, полностью уберечь детей от проблем не получится, но специалисты срочного социального обсслуживания и службы социального сопровождения стараются максимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении профессии, построении семейных отношений. Приведу сухие, неутешительные цифры. По данным государственной статистики, из детских домов и школ-интернатов ежегодно выпускается минимум 13 тысяч сирот. Из них около 60% поступают в учреждения начального профессионального образования, 24% — в средние специальные учебные заведения, 5% — в высшие учебные, трудоустраивается примерно лишь 5%. 40% воспитанников детских домов становятся жертвами преступников, 40% — сами преступают закон, 10% — заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% детей становятся полноправными членами общества.

- Почему же этим детям, вышедшим из детдомовских стен, не удается построить нормальную жизнь?

- Причин тому множество, но основная, считаю, в самой системе детских домов и интернатов. Для воспитанников организуются нормальные условия, чтобы он не испытывал особых проблем и ни в чем не нуждался. Но мало внимания уделяется созданию условий для полноценного формирования личности и успешной адаптации воспитанника к обычной жизни. Чаще все ограничивается обучением распознавать денежные знаки или готовить блины и яичницу. Но как ими пользоваться, оплачивать коммунальные услуги ребенку никто не рассказал, хотя для него это очень насущный вопрос. Поэтому, выйдя за стены вырастившего их учреждения, они не знают, что им делать дальше. Дети просто не готовы к самостоятельной жизни. Получив свободу взрослой жизни, они не знают, как с ней обращаться, потому что привыкли, что все решают за них. В итоге, пытаясь побороть страх, прибегают к алкоголю или наркотикам, прибиваются к дурным компаниям и в результате скатываются на самое дно — туда, откуда уже практически невозможно выбраться.

- Получается, сиротам трудно быть взрослыми. Каким же образом вы им помогаете?

- Как я уже сказала, задача наших специалистов — помочь выпускнику выбрать профессию по душе, получить образование, трудоустроиться, защитить личные, жилищные, имущественные права, оказать социально-правовую и психолого-педагогическую помощь в решении трудных жизненных ситуаций. Для этого мы используем как групповые, так и индивидуальные формы работы: тренинги, тестирование, профдиагностику, собеседования, наблюдения. Программа постинтернатного сопровождения начинается за год до выпуска из стен школы-интерната. На этом этапе мы не только рассказываем о разных профессиях, но и организовываем экскурсии по предприятиям.

Поддерживаем тесную связь с социальными педагогами образовательных учреждений, обмениваемся информацией о состоянии дел у выпускников, выезжаем по месту учебы.

- С какими трудностями сталкиваетесь в работе?

- Самая острая проблема — никто не видит в этих детях личностей, пожалуй, даже они сами. Сегодня я занимаюсь с 5 выпускниками. Как- то в беседе одна девочка сказала: «На нас стоит клеймо «сирота», поэтому мы никому не нужны, нас никто, нигде не ждет». Печально, не правда ли?… Считаю, что именно этот комплекс не дает им построить полноценную с маленькими радостями жизнь. Поэтому наша задача — вернуть им веру в себя, помочь преодолеть закомплексованность, научить быть взрослыми.

Н.АВРАМОВА, наш корр.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

22