Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

09.01.2020 09:25 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Ребенок «НЕХОЧУХА»

Современные родители нередко сталкиваются с ситуацией, когда дети, несмотря на переполненные корзины игрушек, обустроенные детские комнаты, наличие современных гаджетов, полную загруженность ребенка, кружки по рисованию, плаванию, борьбе и пр., слышат жалобы: "Мне скучно".

Стоит ли бить тревогу? Или стоит ли вообще обращать на это внимание? Важно понять, когда ребенок жалуется на скуку, что он хочет этим сказать:

-ему хочется родительского внимания?

-ему одиноко?

- ему хочется, чтобы его кто-то развлек?

- или он готов учиться новой игре? освоить что-то новое? идти дальше?

Давайте попробуем разобраться по возрастам.

Дошкольный — младший школьный возраст Обычно приходят с младшими школьниками начинают: «Да он с младенчества ничего не хотел! Я его и на развивашку, и на английский, и на хореографию буквально силком таскала! И каждый раз дома был скандал: «Не хочу!» Важно: ребенок не хотел, а родители настаивали. С малышом это просто — его и обхитрить можно, и зыркнуть грозно. Поэтому весь дошкольный возраст и младший школьный семья с пассивностью детей справляется. А вот уже в школе приходят на прием к психологу... Но я хочу сказать папам и мамам малышей: позвольте им иногда «ничего не делать, просто валяться и ковырять обои»! Когда дошкольник бездельничает (с нашей взрослой точки зрения), в его мозгу идет активный процесс обработки информации. А ее на ребенка обрушивается очень много! Ведь все вокруг для него внове. 7 — 11 лет

Родители младших школьников жалуются: «Приходит из школы, падает на диван и, если встает, только за смартфоном или планшетом. Игрушки его не интересуют, кружки выбирать не хочет!» Но для первоклашки школа — очень большая нагрузка. Он должен вести себя по-взрослому, а не как малыш, концентрировать внимание в течение 4 — 5 уроков, писать, читать, считать — невзирая на то, что хочется ему и что нравится. К тому же классы большие, а в коридорах — сотни других детей, часто более взрослых и шумных. Поэтому, если ребенок приходит и падает, дайте ему часик полежать отдохнуть. Лучше в тишине. Не загружайте первоклашку кружками и секциями — начинать нужно с какого-то одного дополнительного занятия в неделю, другие — по желанию и самочувствию ученика — подключайте не раньше второго полугодия. Адаптация к школе — сама по себе большая нагрузка. Если с дивана не сходит ученик 2 — 4-го класса, ситуация несколько иная. Проверьте, не перегружен ли он школьными и внешкольными занятиями? Успевает ли отдыхать? Нет ли у него конфликтов в классе со сверстниками или учителями (это может вызвать чувство бессилия и апатии). С помощью наводящих вопросов попытайтесь понять, не обижают ли ребенка старшие дети? Причем спрашивайте не в лоб, поскольку на прямой вопрос вам могут не ответить — из-за страха или стыда. Если у школьника есть хотя бы одно увлечение или интерес — этого уже достаточно! Вам кажется, нужно добавить еще языков и спорта? Что ж, начните с себя — запишитесь на фитнес и в языковую школу. А там и ребенок подтянется. Ну или вас это перестанет так тревожить. Вместо того, чтобы читать, смотрит видео и играет в планшете? Вполне объяснимо. Видеоинформацию воспринимать значительно легче, чем самому складывать буквы в слова. А человек ищет, где легче. Поэтому не надейтесь, что удастся отвлечь ребенка от виртуальной реальности с помощью добрых старых книг. Запрещать гаджет тоже нельзя, ведь для ребенка это еще и средство обучения. Установите правила: например, пользоваться смартфоном и планшетом не более часа в день, после того, как выучены все уроки. Когда школьник подрастет и у него появится свой личный гаджет, куда родителям путь будет закрыт (как к личной переписке), сразу оговорите установку специальной программы родительского контроля. Она поможет понять, сколько времени проводит ребенок в сети, и оградит от нежелательного контента.

12 — 16 лет

«Уткнулся в комп и сидит днями и ночами! Ни друзья не нужны, ни девушки. Раньше на теннис ходил, забросил — неинтересно, мол. Собрались семьей в гости. Говорит: идите без меня, что я там не видел? Ребенок ничего не хочет!» Примерно так рассказывают о проблемах родители старшеклассников. Это возраст, когда самым важным процессом, определяющим дальнейшее развитие человека, становится его сепарация, внутреннее отделение от родителей. Это, во-первых, требует времени и душевных сил на обдумывание. Поэтому подросток выпадает из жизни семьи, зависает за компом. Со стороны кажется — ничего не делает. Но внутри все кипит. Во-вторых, ходить или ездить с родителями им становится неинтересно и даже зазорно, что ли. Гораздо круче остаться дома одному на время путешествия родителей! Вчерашний ребенок становится взрослым, поэтому нужно, с одной стороны, дать ему некоторую свободу. С другой — наделить его частью домашних обязанностей, заставляющих вставать из-за компьютера, чтобы погулять с собакой, развесить постиранное белье, приготовить несложный ужин. Пусть это будут небольшие, но вполне конкретно оговоренные дела. И молодой человек сам станет решать, когда и как он их будет выполнять. Это теперь его зона ответственности. Если не выполняет — вводите опять же четко оговоренную систему штрафов (не драконовских, но чувствительных): урезайте карманные деньги, допустимый трафик в сети и т. п. Планомерно и многократно объясняйте, что взрослые люди кормят и обслуживают себя сами. Лучше, если все это будете делать постепенно, по мере взросления ребенка, а не в 18 лет. Помните, важно не развлекать ребенка, не брать на себя ответственность за его "счастье" и "хорошее настроение". Чтобы в будущем он не ждал от мира, что ему кто-то сделает "хорошо" и принесет все "на блюдечке". А помочь увидеть, что он сам может сделать такого, чтобы его жизнь стала насыщенне и интереснее.

Также не менее важно дать ребенку почуствовать свою значимость через помощь взрослым, увидеть свой вклад, почувствовать, что их ценят по достоинству, за дело.

Советуйтесь с ним, пусть дети тоже научат вас чему-нибудь, покажите им, что они много значат для вас, для своих братьев и сестер, для своих друзей, не злоупотребляйте своей родительской ролью.

Вы можете посоветоваться с ребенком, как вам одеться на работу, что вам приготовить на ужин, обсудить планы на выходные и даже спросить совета, как решить конфликт на работе.

И вы удивитесь, какими мудрыми и полезными окажутся их слова. А благодарность за оказанное им доверие не заставит себя ждать.

Решение проблемы «ребенок ничего не хочет» требует времени. Необходимо полностью перестроить мышление младшего поколения, а чем дольше он находился в подавленном состоянии, тем длительнее идет восстановление. Да, можно и нужно ограничивать, вводить какие-то рамки и правила, но тотально запрещать внутреннюю жизнь ребенка — преступно и недальновидно. Не выучит этот урок сейчас — накроет потом: кризисом среднего возраста, моральным выгоранием в 35, нежеланием принимать на себя ответственность за семью и т. д. Потому что недоиграл. Недослонялся бесцельно по улицам.

С другой стороны, как правило, эти дети катастрофически недогружены жизнью. Все, что они делают — учатся. Не ходят в магазин за продуктами для всей семьи, не моют пол, не чинят электроприборы. Поэтому я давала бы им больше свободы внутри и ограничивала снаружи. То есть ты сам решаешь, во что ты оденешься и чем будешь заниматься кроме учебы, но при этом — вот список домашних дел, приступай.

Юлия Рамазанова, психолог ГКУ Суровикинского ЦСОН

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

87