Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

02.05.2020 09:05 Суббота
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Выжила, смогла, преодолела...

На долю этой милой, общительной женщины выпало немало жизненных испытаний, но, пережив все посланное судьбой, она не растеряла доброты, веры в людей и в жизнь.

1 мая 1935 года в семье Турченковых Лазаря Дмитриевича и Агафьи Романовны, проживавших в хуторе Нововасильевском Добринского сельсовета, родилась дочь, которой дали красивое имя Мария. Всего в семье Турченковых было четверо детей – все девочки, которых с малых лет приучали к труду.

Шесть лет исполнилось Марии, когда началась Великая Отечественная война. В 1941-ом, оставив свой женский батальон, глава семейства ушел на фронт. Разом повзрослевшие дети тихо с мамой плакали... Со временем с фронта стали приходить фотографии, письма, в которых Лазарь Дмитриевич интересовался, как живут и выживают его родные девчата. В 1942-ом семье пришло извещение о том, что муж и отец Турченков Л. Д. без вести пропал.

- Было несладко в годы войны, — вспоминает суровое время Мария Лазаревна. – Помню, когда немец входил в хутор, мы от бомбежек спрятались в погребе, а мама осталась сидеть на порожке. Одна из бомб угодила в аккурат в наш двор – дома как и не было! Но жить-то надо… Как мы его строили, из чего лепили, одному Богу известно. Мама у речки серпом жала камыши, а мы маленькими вязочками носили на гору, чтобы накрыть крышу. С раннего детства узнали, что такое жуткий голод и нужда: всю нехитрую снедь немцы забрали, увели и единственную рогатую кормилицу. Кушать в селе было нечего, дети умирали от голода и от болезни. В 1942-ом умерла и моя сестричка, нас у мамы осталось трое, — проглотив тяжёлый ком, продолжает: — С перекати-поля и лебеды мама пекла хлеб, — вздохнув, добавила, — тогда все так питались. До нас дошли слухи, что за 30 километров от хутора немцы при бомбежке растеряли стадо коров. Мама, недолго думая, отправилась на поиски скотины. Спустя какое-то время ночью (чтобы никто не видел) завела в горницу худющую, изнеможденную корову. Так мы и жили вместе с ней, в горнице она и отелилась. Молока давала хоть и мало, но его было достаточно для того, чтобы мы не умерли с голоду. Зимой топили кизяками да сухим бурьяном, лишь бы дух по хате пошел. Весной стало легче — появился бурьян, щавель, суслики, ох и вкусные были!

Рассказала Мария Лазаревна и о случае с немцем.

- Фашисты от нас ушли в х.Борисы Клетского района, а однажды ночью немец (повар, который стоял у нас во дворе) постучался в наш дом, чтобы спрятаться. Оказывается, наши солдатики знатно им под Борисами «дали прикурить». Мама немчуру не впустила, он ночевал на сене, а с восходом ушел в степь, там наши его и догнали…

Со слезами на глазах вспоминает моя собеседница и незабываемый вкус леденцов, которые солдаты Красной Армии, освободив хутор, раздавали детишкам.

- Для нас это было, конечно же, счастье. Потом с Добринки пригнали скотину, постепенно началось восстановление. Мама пасла рогатую, а мы ей помогали. В 1944 году мамин свекор Дмитрий Винарич, воспитывающий со свекровью 4 внуков-сирот, умер. Так у них на двоих было семеро детей. — В школе, — вспоминает Мария, — давали сайку хлеба на двоих. А еще если какая скотина умрет, мама отрезала от нее кусок и приносила нам.

В хутор возвращалось мирное время, мужчины начали приходить с фронта. Семья Турченковых отца и мужа так и не дождалась.

- Однажды пришло письмо от некого Андрея Фроловича Елецкова, — продолжает собеседница, показывая мне его копию, — где он пишет, что убитого отца нашел в канаве. На штемпеле — станция Морозовская Ростовской области. В нем солдат пишет, что если будет жив, приедет и все расскажет в подробностях. Нам доподлинно известно, что Андрей Елецков выжил, мы приезжали по указанному адресу, но он отказался или не захотел ничего нам говорить. До сих пор не знаем, где могилка отца, а так хотелось бы навестить…

В октябре 1947 Агафья Романовна вместе с детьми переезжает к своим родителям и сестрам, проживающим в Поповке. Купив полдома, начала обживаться. Устроилась на ферму свинаркой, так больше не выйдя замуж, жила ради детей.

- Выкручивались как могли,- вспоминает Мария, — Мама, днем отработав на свиноферме, в ночь шла сторожем, да за отца по 11 рублей мы да бабушка получали, вот и весь наш доход, — тяжело вздохнув, задумалась.

Мария, окончив 7 классов, не чуралась никакой работы, во всем помогала маме. Две сестры — Матрена и Прасковья — уехали в город к дяде, в Поповке остались она с мамой и с ее свекровью, которую мама досматривала до последних дней.

Вскоре Мария Лазаревна, встретив свою судьбу, вышла замуж. Михаил работал трактористом, она — поваром на тракторном стане. Жить стало легче, ведь трактористы получали зерно.

- Когда муж получал зерно, всей семье радость была, — улыбается хозяйка дома. — Поедем на мельницу, смолотим, а мама хлеба в печи напечет. Вкусный и ароматный, такого сейчас нет, наедались им.

В 1956 году в семье Гнездиловых родилась дочь Татьяна. В мамином домике стало тесновато, пара начала строить свое гнездо, и 1 июня 1959 года молодые перешли в дом. В этом же году у них родилась вторая дочь – Наталья.

Нелёгкое детство не только закалило характер Марии Лазаревной, но и помогло справиться с трудностями во взрослой жизни. Дети были совсем маленькие, когда она пошла работать дояркой на ферму. Обхаживала 15 коров, но в 1964 году с коровника пришлось уйти — не стало мамы, которая присматривала за детьми. Работы не чуралась, хлеб для колхоза пекла, приходилось работать свинаркой, птичницей, поваром в садике, затем заведующей. Когда в хуторе построили спецхоз, опять пошла свинаркой, и так в круговерти вся жизнь. В 1986 году приняла почтовое отделение, откуда в 1990-ом ушла на заслуженный отдых, оставив позади более сорока лет трудового стажа.

Время пролетело незаметно, не успела оглянуться, выросли, получив хорошее образование, дочери. С 2015 года Мария Лазаревна осталась одна, без мужа. В настоящее время, поддерживая и помогая во всем, проживает с ней дочь Татьяна. Вдвоем они содержат двор, сажают огород, держат небольшое хозяйство – птицу.

- Сейчас живется хорошо, — говорит женщина, чьему жизненному опыту невозможно не верить. — Все есть, не то что раньше. Единственное, что плохо – нет в хуторе ни магазинов, ни аптеки, автобус и тот только раз в неделю идет в Суровикино. Обидно, что во время войны тот же молочно-консервный завод остался не разрушен, а свои же, и при том в мирное время хуже варваров все разгромили и растянули.

Наталья с семьей хоть и живет в Волгограде, но маму навещает часто. Радуют Марию Лазаревну, придавая жизненных сил, пять внуков и трое правнуков, которые регулярно на выходные и в праздники приезжают к бабушке в гости. Вот и 1 Мая соберутся в родительском доме родные и близкие люди – дети, внуки, правнуки, чтобы поздравить любимую маму, бабушку и прабабушку с ее 85-м юбилеем. Поблагодарить ее за детство, за бессонные ночи, за опыт и мудрость, за путевку в жизнь. Сказать спасибо за то, что выжила, смогла, преодолела… Сказать спасибо за жизнь.

Сотрудники редакции газеты «Заря» присоединяются ко всем поздравлениям и желают имениннице доброго здравия, положительных эмоций, тепла, заботы и улыбок от близких и родных людей. Пусть встречает вас добром каждый новый день.

Н.АВРАМОВА, наш корр. Фото автора

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

27