Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

30.05.2020 15:28 Суббота
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Хочешь воспитать ребенка хорошим человеком – воспитывай себя

Накануне праздника, наш корреспондент Мария Давыдова пообщалась с детскими педагогами – психологами, которые дали ответы на актуальные сегодня вопросы воспитания детей.

Юлия Рамазанова, детский психолог, уверена, что существует одна простая истина: если хочешь воспитать ребенка хорошим человеком – воспитывай себя. Ибо как бы ты ни старался, а дети вырастают и копируют наше поведение на подсознательном уровне.

- Юлия Арслановна, от чего нужно защищать детей?

- По специфике своей работы я часто сталкиваюсь с проявлением жестокости к детям. Причём вред им наносили самые близкие для них люди – родители. Поэтому в первую очередь защищать ребёнка нужно от нервных, уставших, грубых, неадекватных родителей и вообще опасных взрослых. Во-вторых, необходимо защищать детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Сегодня ребёнок черпает ее из телевизора, соцсетей, получает от сверстников, взрослых… Ребенок — хрупкое существо. Он впитывает информацию, как губка воду. Мне хочется представить вашему вниманию выписку из ФЗ от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019). Какая же информация причиняет вред психическому и физическому здоровью?

• Побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.

• Способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

• обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

• отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; • оправдывающая противоправное поведение;

• содержащая нецензурную брань;

• содержащая информацию порнографического характера. (Статья 5 ФЗ)

- Расскажите, пожалуйста, о главных проблемах современных детей?

- Первая: гиперопека или недостаток внимания.

В погоне за достатком многие мамы вынуждены сократить свой декретный отпуск для того, чтобы поскорее вернуться к трудовым будням. В результате в том возрасте, когда формируется характер и психологическое здоровье ребенка, малыш совсем не видит свою маму.

Из-за обостренного желания добиться внимания родителей ребенок может много капризничать, вести себя вызывающе, провоцировать родителей на эмоции, а также манипулировать взрослыми. Часто ребенок пытается заменить нехватку внимания другими элементами: игрой в компьютер, странными увлечениями и друзьями, а в подростковом возрасте может столкнуться и с более серьезными проблемами, такими как наркотики и алкоголь.

Гиперопека также не добавляет ребенку легкости в восприятии действительности и накладывает отпечаток на характер в тот самый момент, когда он только формируется. Матери, которые решили посвятить всю свою жизнь воспитанию ребенка, слишком оберегают свое чадо, стараясь оградить его от опасностей окружающего мира. В итоге ребенок вырастает избалованным, инфантильным и запуганным, неспособным принимать самостоятельные решения и двигаться к своей цели.

Вторая — большой поток информации. Проблема заключается в том, что большинство детей и подростков не умеют пользоваться и фильтровать полученную информацию, в связи с чем выбирают для себя только то, что может показаться интересным.

Третья: трудности в социализации. Интернет стал частью жизни современного общества, поэтому дети уже с ранних лет умеют им пользоваться и порой делают это лучше взрослых. Общение в соцсетях является упрощенной версией нормального диалога, поэтому при реальных встречах и контактах со сверстниками ребенок может испытывать дискомфорт, вести себя закрыто и неуверенно. Общаясь в Интернете, дети теряют естественные коммуникационные навыки, что явно будет иметь свои последствия во время взросления.

И четвертая — многообразие выбора. Сейчас у детей огромное количество развлечений: творческие кружки, огромный выбор игрушек, парки аттракционов, кинотеатры, мультфильмы в неограниченном количестве, детские театральные представления. Ребенку с рождения дается возможность выбирать. С одной стороны, если грамотно использовать эти возможности, можно помочь ребенку стремительно развиваться. Но бывает, происходит так, что из-за огромного спектра развлечений ребенок просто теряет способность самостоятельно придумывать игры и фантазировать.

- Как родителям найти с ребёнком общий язык?

- Не так давно я стала многодетной мамой, у нас с мужем на двоих – пятеро детей абсолютно разных возрастов: 2 месяца, 2 года, 11 лет, 13 лет и 19 лет… Конечно, к каждому из них нужен свой подход…

Не запрещайте ребёнку проявлять эмоции. В эти моменты помогает активное слушание, только упрощенное до примитива. В методе главное, чтобы ребенок знал: его понимают и его ощущения нормальны.

Как только вы увидели, что ваш ребёнок вредничает, шумит больше обычного, капризничает – сразу дайте ему дополнительную порцию ласки: возитесь, смейтесь или просто целуйтесь, обнимайтесь. Так он добирает необходимое внимание и получает уверенность, что вы принимаете и любите его независимо ни от чего.

Не ругайте его. Потому что ни одна вещь или дело на свете не является столь же ценной, как он. Для любого ребенка видеть маму расстроенной – уже наказание.

Меньше запрещайте. Запретить легче. Правда, потом приходится расхлебывать последствия: нереализованная энергия все равно найдет выход.

Принимайте ребёнка таким, какой он есть, не сравнивайте с другими детьми.

Дайте ему возможность совершать ошибки. Даже тогда, когда вы заведомо знаете, что вы сделаете дело лучше и быстрее, разрешайте ему сделать это самому. Когда не получается, разбирайте почему, а когда получилось – у него растёт самооценка.

- Юлия Арслановна, существуют ли какие-то рекомендации по воспитанию детей? Расскажите о них.

- Помните, что характер формируется в течение первых 5 лет жизни ребенка. Не спешите выходить из декретного отпуска, но и не закрывайте его от мира в четырех стенах. Подумайте о том, чтобы отдать ребенка в ясли или детский сад, где он сможет научиться социально адаптироваться среди сверстников и уже в маленьком возрасте начать проявлять самостоятельность.

Оградите вашего ребёнка от опасной информации... Накладывать абсолютное вето на просмотр телевизора или запрещать пользоваться Интернетом – не выход. Попробуйте установить фильтры в поисковые системы на компьютере и заблокировать те сайты, которые, по вашему мнению, могут оказать дурное влияние.

Попробуйте отвлечь ребенка от виртуального мира, заинтересовав, например, спортом. Азарт и настрой на победу во время реальных соревнований подарят малышу такие же эмоции и такой же выброс адреналина, как и состязания виртуальные.

Помните, что только при правильной подаче информации и работе родителей можно направить стремления ребенка в нужное русло. Попробуйте определить интересы вашего ребенка и отдать его в специальный кружок или на курсы. Поощряйте любовь к музыке, спорту, рисованию, изучению иностранных языков. В будущем это может помочь ребенку найти свое призвание.

Современные дети очень мало читают или не читают вовсе. Не забывайте, что чтение воспитывает в детях хороший вкус, дает представление о чести и справедливости, развивает образное мышление, а также помогает накопить опыт и научиться отличать плохое от хорошего.

О том, как правильно найти общий язык с «особым» ребенком, как правильно родителям воспитывать и развивать детей с ОВЗ, рассказала педагог-психолог Валентина Владимировна Морозова:

– Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет переживания родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, могут быть необходимы рекомендации, которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.

Как родителям правильно воспитывать «особого» ребенка? Каких принципов воспитания придерживаться категорически не нужно и, наоборот, на что стоит обратить особое внимание?

1.Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.

2. Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с «особенным» ребенком на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут. Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как «обыкновенный».

3. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

4. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

5. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни телефон не заменят вас.

6. Развитие мелкой моторики рук: лепка из пластилина, глины, работа в книжках – раскрасках, работа с пуговицами, бусинками, крупой, выполнение аппликаций, складывание пазлов.

7. Общайтесь с семьями, где есть «особенные» дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

297