Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

11.06.2020 14:58 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Воспитывают история и люди прошлого

На первом плане переходящее красное знамя за высокие показатели в социалистическом соревновании, не раз завоевываемое тружениками добринского колхоза имени Кирова

Три десятилетия назад в Добринской школе был создан собственный небольшой музей. С начала открытия и до настоящего времени педагоги из поколения в поколение передают накопленные знания, прививая любовь к родной земле. Одним из них является учитель истории С.Н.Сухоруков. Сергей Николаевич имел возможность собрать воспоминания о былом хутора от живших тогда прабабушек и прадедов. Сегодня, когда учащиеся школы находятся на дистанционном обучении, именно Сергей Николаевич познакомил нас с музеем, поведал истории обретения экспонатов.

На полочках самодельная деревянная утка, глиняные фигурки, горшок-махотка, отдельные предметы чайного сервиза и подстаканники

В школьном музее всего три небольших зала, которые вмещают историю Добринки в дореволюционный период, время становления колхозов и Великой Отечественной войны, мирные десятилетия советского прошлого.

– Инициатором создания комнаты Боевой Славы, позже ставшей школьным музеем Боевой и Трудовой Славы, в восьмидесятые годы была Татьяна Андреевна Антоненко, – начал Сергей Николаевич. – Ее ученики, многие из которых живут и работают в Добринке, поддержали идею, активно откликнулись на призыв и собрали в первые же годы большинство из представленных экспонатов. Тогда еще в хуторе жили свидетели не только событий военных лет, но и начала века, и ребята вместе со старинными вещами приносили в музей их истории и воспоминания. Так появилась хроника жизни до Октябрьской революции. Здесь ведь располагалось два поселения – слобода Добрая, основанная графом Шереметьевым и заселенная крепостными крестьянами, а затем проданная помещику Чернозубову, и хутор Александров, в котором жили казаки. После войны 1812-го года атаман Всевеликого войска Донского Матвей Иванович Платов, за заслуги осыпанный щедростью царского двора, решил подарить несколько сот десятин донской земли графу Шереметьеву. А тот в свою очередь основал здесь слободу и выписал несколько сот крепостных крестьян. В статистическом описании земли донских казаков, составленном в 1822-32 годах моим далеким предком В.Д.Сухоруковым, сказано, что слобода Добрая на левом берегу речки Большая Добрая представляет собой богатейшее урочище. В ней была церковь Успения Пресвятой Богородицы, один господский дом и 49 крестьянских домов. Население – 450 душ мужского и женского пола. Слобода росла, развивалась и вскоре стала одним из мест проведения Покровских ярмарок на Дону, что способствовало ее укрупнению и процветанию. В конце XIX века в Добринке насчитывалось четыре купеческих дома – чтобы представить, какими они были, скажу, что после революции в одном из этих домов располагалась школа, куда ходили дети из шести близлежащих хуторов! А моя прабабушка, которая девчушкой бывала на ярмарке, вспоминала карусели, шинки, зазывал – это была крупная торговая площадка с богатыми шумными праздниками. В 1867-м году появился казачий хутор Александров. По переписи 1913-го года в нем жило 385 казачьих душ мужского и женского пола.

Одна из комнат музея полностью посвящена быту далекого дореволюционного времени. В переднем углу, как положено, располагается божница, при виде которой каждый вошедший в дом крестился и молился. Посередине большой стол с лавками, за него приглашали присесть гостя. Для развлечения – патефон, самовар, чтобы угостить чаем. У стены – чугунного литья кровать конца XIX века, а над нею – ковер с оленями. Рядом подвесная деревянная люлька и старинный сундук для вещей. Есть и постав под посуду – на полочках самодельная деревянная утка, глиняные фигурки, горшок-махотка, отдельные предметы чайного сервиза и подстаканники. На самодельной этажерке из хвороста пожелтевшие за век фотокарточки тех, кто жил в такой обстановке – бравых казаков и казачек.

Чуть в сторонке стоят самопряха и швейная машинка, за которыми женщины занимались рукоделием. В музее собраны многочисленные вышитые и вязанные накидки и скатерти, занавески и коврики, лоскутное одеяло и обшитое самодельным кружевом постельное белье – внимательно вглядываясь в это убранство, поражаешься, сколько труда было вложено в каждое изделие! Может оттого здесь так тепло и уютно, что помогает воссоздать картины прошлого, дает возможность школьникам соприкоснуться с историей, проникнуться тем, как было раньше. Экскурс с детальным описанием подробностей такого прекрасного рассказчика, как Сергей Николаевич, только усиливает этот эффект.

– Лихой годиной пришла в наш край революция, – продолжает он. – Жившие в соседях добринцы и александровцы стали врагами. Казачество, верное своему долгу, клятве и присяге, встало на защиту донских устоев. Крестьянство слободы, мечтавшее о земле, откликнулось на призыв большевиков. В Добринке был организован комбед, который попытался установить новую власть, но пришли казаки генерала Мамонтова, и порубили комбедовцев. А сколько еще было столкновений на полях сражений! Но отгремела гражданская война, победу одержали большевики, и жители двух поселений начали вместе строить новую жизнь, в которой появился коллективный труд и совместное хозяйство.

Сергей Николаевич знакомит со следующим залом, где на первом плане переходящее красное знамя за высокие показатели в социалистическом соревновании, не раз завоевываемое тружениками добринского колхоза имени Кирова. Большие стенды посвящены землякам-орденоносцам, прославившим свой край трудовыми подвигами, отдельно представлены, как на доске Почета, ветераны колхоза – люди, на которых равняются школьники, на чьем примере учатся трудолюбию и уважению к рабочему человеку.

Отдельный уголок в музее занимают орудия труда, которыми пользовались еще до революции: огромные ручные пилы, серп для сбора урожая злаковых, плуг, в который запрягали двух быков – чтобы ребята представили, каких усилий стоило их прадедам строить, пахать, растить хлеб прадедам. Сохранили здесь такие уникальные вещи, как деревянные ступа, корыто и ведро (конца XIX – начала XX веков). А ведь именно они помогают понять молодежи, что и сами орудия труда надо было сначала сделать, прежде чем применить. Есть в добринском музее и другие самодельные инструменты: для чески пуха и пряжи шерсти, сматывания мотков с готовой нитью и многое-многое другое.

Необычная история связана с одним из экспонатов в этом зале. Местные ребятишки принесли от одной из бабушек топорик. Она не могла ему найти применения – лезвие узкое, а с обратной стороны, на обухе, тонкое удлинение – в хозяйстве не пригоден, а потому валялся без дела. Сергей Николаевич говорит, что даже ахнул, когда увидел: боевой топор клевец, бывший на вооружении казачества с XVII века!

– Страшным испытанием стала Великая Отечественная война, – продолжил Сергей Николаевич. – Она сорвала мишуру с каждого, проверила на прочность человека в нелегких условиях. Жители Добринки достойно выполнили свой долг перед Родиной, показав, как надо любить и защищать свое Отечество, трудиться на его благо.

В музее создали карту боевого пути земляков с фотографиями и историями ветеранов. И это не общие слова о подвиге и самопожертвовании всего народа, а конкретные судьбы бабушек и дедушек, живших рядом, о которых дети имели возможность подробно узнать от родственников и писали каждый свою исследовательскую работу. Школьники под руководством педагогов изучали и страницу истории, связанную с военно-полевым госпиталем, располагавшемся в хуторе в годы войны – списки погибших от ран были рассекречены только в 2009-м году.

– Героем для наших ребят на протяжении долгих лет является генерал Брагин Филипп Иванович, – подчеркивает Сергей Николаевич. – Уроженец Добринки, он сумел достичь невероятных высот – летчик, командующий воздушным корпусом, генерал, Герой Советского Союза. У нас хранится автобиография, в которой он рассказывает о своей жизни до революции 1917-го года, боевом пути в гражданскую, а затем и в Великую Отечественную. Кроме фотографий достойного земляка, есть его гимнастерка, часы с самолета. Дети с интересом изучают историю его жизни.

Напоминанием о грозных боях, разворачивавшихся в 1942-м году в самой Добринке, служат фрагменты экипировки, оружия. Ценный экспонат – противотанковое ружье, принадлежавшее бойцам отважной четверки бронебойщиков, о подвиге которых писали фронтовые газеты. В музее-панораме «Сталинградская битва» их подвиг запечатлен на первой диораме «Стойкость, победившая смерть». 23 июля под хутором Копанья Иван Алейников, Петр Болото, Константин Беликов и Петр (в других источниках Григорий) Самойлов, оказавшись в некотором отдалении от основных сил, не дрогнули, и вступили в бой, завидев вражескую танковую колонну. Они уничтожили 15 из 30 вражеских танков двумя противотанковыми ружьями (остальные танки, не выдержав удара, отступили). Бойцы сумели выйти из окружения, и к 10-ти часам ночи прибыли в Добринку. Через день была дана команда двигаться в хутор Рожки. Едва началось построение полка, неожиданно налетела немецкая авиация и нанесла большие потери в живой силе и технике. От осколка фашистской бомбы погиб сержант Самойлов. Он похоронен в хуторе. В 1984-м году друзья-однополчане приезжали поклониться его праху. Моменты памятной встречи запечатлены на фотографиях и в документальном фильме Свердловской киностудии «Стойкость».

– Уже будучи на самоизоляции, я дал своим ученикам задание написать о героях нашего хутора, которых они знают, – добавляет Сергей Николаевич, – и было отрадно, что почти все рассказали о четверке бронебойщиков – примере мужества и отваги.

Здесь же расположены стенды с именами и фамилиями добринцев, ушедших на фронт: на одном – те, кто погиб на полях сражений, на другом те, кому посчастливилось вернуться. Сейчас в Добринке не осталось ни одного ветерана, и школьники узнают о своих земляках-ветеранах теперь только по экспозициям в музее.

Не обошли стороной педагоги и послевоенные годы – это тоже большой и значимый период истории, когда страна возрождалась из руин и стремительно развивалась. Школьная форма с пионерским галстуком и октябрятским значком, комсомольские билеты, ученические тетради, чернильница, многочисленные фотографии школьной жизни. Отдельная тема – трудовая бригада, в которой подростки работали, помогая колхозу – тоже достойный пример для подражания редкий для того времени предмет – компьютер, в 80-е годы подаренный колхозом ребятам за добросовестный труд.

– Интересно наблюдать за детьми, когда они в первый раз оказываются в музее, – завершая экскурсию, делится Сергей Николаевич. – Надо видеть их выражение лица, эмоции, которые отражаются в глазах ребят, когда они узнают о событиях, происходивших здесь, о славных людях, живших на добринской земле. Здесь школьники учатся уважать и понимать прошлое отчего края, гордиться предками и бережно относиться ко всему, что связано с историей малой родины.

Е.Мурзина, наш корр.

Фото автора

На самодельной этажерке из хвороста пожелтевшие за век фотокарточки тех, кто жил в такой обстановке – бравых казаков и казачек

Отдельный уголок в музее занимают орудия труда, которыми пользовались еще до революции: огромные ручные пилы, серп для сбора урожая злаковых, плуг, в который запрягали двух быков – чтобы ребята предст

Деревянная ступа конца XIX- начала XX века и для развлечения – патефон, самовар, чтобы угостить чаем

Деревянная ступа конца XIX0 начала XX века

Фотографии предков-казаков. По переписи 1913 года, здесь насчитывалось 385 душ мужского и женского пола

Боевой топор клевец, бывший на вооружении казачества с XVII века

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

5