Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

13.07.2020 08:37 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Центры для особенных детей: здесь добрые сердца, забота и поддержка

В 2019 году мы рассказывали вам о Комплексе мер Волгоградской области по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей: целях, задачах, запланированных мероприятиях. Прошёл год. Можно с уверенностью сказать, что в регионе выстроена система помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей групп риска, в том числе раннего возраста.

Кажется, что всё это случилось быстро и легко, словно по мановению волшебной палочки. Как же это было на самом деле?

ЛИХА БЕДА НАЧАЛО

Напомним, что в Комплексе мер участвуют 9 учреждений социальной защиты населения, 18 учреждений здравоохранения и 16 образовательных организаций (опорных учреждений). Для координации их деятельности, преодоления разобщённости, повышения эффективности работы были образованы рабочая группа и координационный совет, разработаны Порядок реализации мероприятий, регламент межведомственного взаимодействия, в общей сложности – более 17 нормативных правовых актов, программ, положений, форм, проектов договоров и соглашений. Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области был назначен ответственным за реализацию Комплекса мер, а ГБУ Волгоградский ППМС-центр – ресурсным центром, который осуществляет разработку методических пособий и программ в помощь специалистам опорных учреждений, работающим с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. НАЧАЛО ТРУДНО, А КОНЕЦ МУДРЁН

Чтобы каждая семья могла воспользоваться необходимой социально-педагогической помощью, опорные школы развиваются, пополняются новым оборудованием, расширяется сеть консультационных пунктов в Волгограде и Волгоградской области, в том числе в детских поликлиниках. Специалисты повышают свою квалификацию, в том числе в передовых организациях других регионов России. Продолжается процесс объединения усилий различных ведомств по долгосрочному, эффективному и взаимовыгодному сотрудничеству в поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в том числе раннего возраста. Предполагалось, что в течение года за помощью к нам обратятся 300 семей, но на самом деле помощь специалистов получили 787 семей, причём 98% из них полностью ею удовлетворены.

Большая часть детей показала значительный прогресс в своём интеллектуальном, эмоционально-волевом, физическом развитии. Это говорит о востребованности, эффективности и доступности услуг, которые оказывают ГБУ Волгоградский ППМС-центр и опорные школы. Теперь откроем вам секрет, что волшебство – это не лёгкий взмах волшебной палочки, а большой труд, конструктивная, созидательная, творческая деятельность каждого специалиста, организатора, руководителя, волонтёра. ДОБРОМУ ДЕЛУ – ДОБРАЯ СЛАВА Благодаря информационной кампании население Волгоградской области узнало о том, что семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ, предоставлена возможность получения психолого-педагогической и медико-социальной помощи на безвозмездной основе. В течение года в средствах массовой информации на эту тему было опубликовано (продемонстрировано) 84 материала (сюжетов, статей, передач). На 27 сайтах, в том числе учреждений, реализующих Комплекс мер, размещена информация о его реализации. ГЛАЗА СТРАШАТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ Не задумывались ли вы о том, почему Комплексная программа психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, носит название "Академия "Мэри Поппинс"?

Мэри Поппинс, как мы знаем, была волшебницей. Трансформация как аспект волшебства подразумевает чудесные, но подготовленные и осмысленные изменения. Волшебство как искусство превращать одно в другое проявляется и в нашей жизни и доступно каждому. Главное – захотеть. Мы расскажем вам о том, как психологи, педагоги, другие специалисты совершают "обыкновенное чудо", возвращая родителям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, ощущение уверенности, целостности, гармонии, красоты своего внутреннего мира, помогают осваивать науку волшебства — науку превращения ребёнка из неуспешного – в успешного, а затем – в успешного взрослого человека. Назовём только некоторые технологии волшебства. Комплексная программа "Академия Мэри Поппинс". Напоминаем, что Программа содержит описание технологий волшебства и включает в себя несколько циклов мероприятий:

"Мэри Поппинс информирует", "Мэри Поппинс приглашает кому от 0 …", "Мэри Поппинс на час", "Волшебный ридикюль Мэри Поппинс", "Мэри Поппинс приглашает…",

"Внимание! Не торопись! Остановись! Задумайся! Мэри Поппинс предупреждает".

"Когда к нам приходят дети с особыми образовательными потребностям, — делится "секретами" заместитель директора ГБУ Волгоградского ППМС-центра Л.Ю. Косьяненко, — например, с расстройствами аутистического спектра или с синдромом Дауна, с их родителями вначале заключается договор о сопровождении по индивидуальной программе сопровождения семьи. Ведь у каждой семьи свои проблемы, да и каждый ребёнок особенный, не похожий на других, со своими проблемами, причины которых порой не сразу видны, а открываются только путём диагностирования. Спустя некоторое время, после цикла индивидуальных занятий мы видим, что ребёнок готов к переходу в группу. Таким образом происходит процесс инклюзии ребёнка в группу. Инклюзия (от англ. inclusion – включение) предполагает, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования. Это означает раскрытие каждого ребёнка, с учётом его потребностей, а также специальных условий и поддержки, необходимых ребёнку для достижения успеха". Реабилитационное пространство включает в себя условия, необходимые для успешного психологического, интеллектуального, социального развития детей. Благодаря Комплексу мер учреждениями приобретено современное интерактивное оборудование для детей. Так, в ГБУ Волгоградском ППМС-центре на занятиях с детьми используются сухой вибро-музыкальный бассейн; детская игровая комната "Улыбка", состоящая из мягких модулей (домик с шатром, горка, кубы); Сундук Сказок с набором персонажей для кукольного театра по сюжетам разных сказок и аудиосистемой. Способствуют развитию познавательной деятельности детей, координации их движений следующие интерактивные системы: "Лайт Бим" — интерактивная, светозвуковая система, в которой, с помощью лучей света, можно управлять звуками, картинками и анимациями; "ОМИ-Виста" – реальная напольная проекция, мгновенно реагирующая на движения людей. Домашнее визитирование – это способ психолого-педагогической помощи ребёнку и семье в домашних условиях. У двухлетнего Стёпы – редкое генетическое заболевание, поэтому семья всё своё время проводила не выходя из дома, исключая редкие походы в детскую поликлинику. Педагоги-психологи службы ранней помощи ППМС-центра совершили в семью несколько визитов, в ходе которых была проведена диагностика. "Не нужно ребёнку сидеть дома! Приеэжайте к нам!" — таков был вердикт. Сейчас Стёпа с мамой занимается в ППМС-центре по индивидуальной программе и скоро начнёт посещать беби-группу. Беби-группы оказывают услуги детям в возрасте от 0 до 3 лет и их семьям в форме подгрупповых и групповых занятий, предполагающих совместную активность специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога), ребенка и его семьи, консультаций и рекомендаций родителям, способствующих коррекции отклонений в развитии ребёнка. Появление в семье сразу двух, трёх детей часто бывает неожиданным для родителей и приносит хлопот в несколько раз больше, чем при рождении одного ребёнка. Нередко бывает, что двойняшки или тройняшки появляются на свет раньше времени и в раннем возрасте отстают в развитии от своих сверстников. В прошлом году к психологу ППМС-центра обратилась мама двухлетних сыновей-двойняшек – уставшая, озабоченная, растерянная. Она была явно не готова к такому "двойному" материнству, ей было сложно одновременно воспитывать двоих детей, осуществлять их развитие. В ходе психологического консультирования мама научилась направлять активность детей в нужное русло, развивать их познавательную деятельность. Сейчас детям уже более трёх лет, они стали ходить в детский сад, но по вечерам, вернувшись из детского сада, приходят с мамой в ППМС-центр заниматься со специалистами: настолько эффективными, по мнению мамы, являются занятия – не только для развития детей, но и для всей семьи.

Лекотека игровой поддержки для детей от 0 до 7 лет служит созданию благоприятных условий для развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, ребёнка-инвалида, в том числе с расстройствами аутистического спектра, и психологической поддержки их семей, достижению максимально возможной социальной адаптации. В рамках комплекса мер на средства благотворительного Фонда поддержки детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, школами-интернатами № 4 и № 7 приобретено оборудование для лекотеки. Следует заметить, что оборудование в школе-интернате № 7 несколько иное, подходящее именно для детей с нарушением слуха.

СУДЬБА СЕМЬИ В СУДЬБЕ СТРАНЫ.

Широки просторы Волгоградской области – площадь её равна половине Великобритании, родины Мэри Поппинс. И решили специалисты ГКУ Котовской школы- интерната: "От города Котово до Волгограда – более двухсот километров. Нужно создать свою, районную модель активной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей группы риска, удовлетворяющую потребности каждой семьи, воспитывающей ребёнка с особенностями в развитии". В то же время в городе Котово жила одна семья, воспитывала сына. Когда мальчику исполнилось 2 года, мама, Татьяна, заметив особенности в его развитии, привела ребёнка в службу по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей группы риска ГКУ Котовской школы-интерната, где мальчик стал получать необходимую помощь дефектолога и психолога. У ребёнка наметились улучшения в развитии: он стал говорить, различать цвета, и родители отдали его в детский сад. Всё бы неплохо, но адаптация была настолько сложной, что ребёнок стал болеть и его пришлось забрать из детского сада.

Тут же на помощь пришла тоддлер-группа школы-интерната. Это адаптационная группа для детей от 2 до 3 лет, в которой дети постепенно привыкают находиться в детском коллективе отдельно от мамы. Тоддлер-группа подразумевает пребывание детей без мамы в течение 1 часа. Адаптация ребенка к посещению занятий без мамы проходит постепенно и не травмирует психику, поскольку ребенок проводит время с педагогами за интересными занятиями. Теперь Саша с удовольствием посещает детский сад, но по вечерам вместе с мамой приходит заниматься в ту же школу-интернат по системе монтессори-педагогики. Главный принцип системы Монтессори — "Помоги мне сделать это самому!". Специалисты выясняют, что интересует малыша в данный момент, создают ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво учат пользоваться этой средой. Таким образом, они помогают каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности. Сама же Татьяна стала инициатором создания проекта "Город МАМ: Молодые Активные Мамы". По сути это родительский клуб, объединяющий молодых мам, воспитывающих детей с ОВЗ в возрасте от 0 до 7 лет, создающий доступное интеллектуальное, досуговое и развивающее пространство. Родители выступают с инициативами, реализация которых не требует никаких затрат, но полезна для каждой семьи: "Меняемся детскими книжками!", "Сменная развивающая игрушка"; один из пап научил других родителей, как бизиборд самостоятельно сделать. В клуб приходят педагоги-психологи и другие специалисты и консультируют родителей. Решили специалисты открыть ещё один родительский клуб – "Кроха". Теперь филиалы этого клуба действуют в сёлах Племсовхоз и Коростино Котовского района, в будущем планируется их открытие и в других сельских поселениях. Ведь не зря говорят: где любовь да совет, там и горя нет! Большой популярностью пользуется детская оздоровительная технология "Бэби- фитнес", целью которой является формирование у детей двигательных навыков и умений, правильной осанки и походки, развитие мышечной силы и координации движений. И не только у детей – у их родителей тоже. Для детского фитнеса практически не существует противопоказаний. Однако если ребенок страдает хроническими заболеваниями, важно правильно подобрать программу, которая будет полезна для укрепления его здоровья. Всякое дело обречено на успех, если оно нужно людям.

ДОБРОЕ СЕРДЦЕ О ЧУЖОЙ БЕДЕ БОЛИТ

У социологов есть такое понятие: помогающие профессии. В Комплексе мер участвуют более 120 таких специалистов: педагогов-психологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, учителей-логопедов и других представителей помогающих профессий. Вот как отзывается о специалистах Руднянского обособленного подразделения ГБУ Волгоградского ППМС-центра одна из мам, Иванова Юлия Александровна: "Чуткие, добрые, светлые, душевные и с огромным терпением замечательные специалисты сопровождают каждого ребенка, удивительно сплоченный коллектив, работающий в четком взаимодействии. Спасибо за всё! Пусть нашим особенным деткам в этой жизни нелегко, но под грамотным руководством профессионалов (дефектолога, логопеда, психолога, социального педагога) они стараются и делают маленькие шаги в своем развитии". И это ещё не конец, потому что ДОБРОЕ ДЕЛО ДВА ВЕКА ЖИВЁТ.

Увеличивается количество родительских клубов, что способствует повышению компетентности родителей, преодолению их социальной исключенности. В муниципальных районах, городских и сельских поселениях нарабатывается опыт проведения мероприятий, в которых участвуют не только нормативно развивающиеся дети, но и дети-инвалиды, дети с ОВЗ. Всё это влияет на изменение общественного мнения, установок, семейных традиций, на деятельность органов местного самоуправления по созданию доступной среды для таких детей и семей. Родители (законные представители), воспитывающие детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в том числе с расстройствами аутистического спектра, получившие помощь, отмечают повышение уверенности в своих родительских компетенциях, и, соответственно, в завтрашнем дне, что, в свою очередь, служит улучшению детско-родительских отношений в семьях. Вот несколько отзывов родителей, получающих помощь в службах:

Мама Д., 2 года 10 мес., диагноз — ДЦП:

"Хочу выразить огромную благодарность всем специалистам, работающим в ППМС-центре. Посещаем занятия с февраля и за это короткое время, Дарьяна очень многому научилась, стала более усидчивой, стала лучше говорить, полюбила рисовать. Ребенка не уведешь домой с занятий, уж очень ей у вас нравится ! Побольше бы таких ответственных преподавателей! Огромное спасибо!"

Мама Т., 5 лет, диагноз — дизартрия, СДВГ:

"Очень доброжелательная атмосфера в службе. Мы с ребенком чувствуем себя как дома. Это располагает к занятиям, общению. Ребёнок идет сюда с удовольствием, хотя он у нас гиперактивный. За время посещения занятий он заметно продвинулся в развитии, стал более адекватным в общении. Большое спасибо всем специалистам и администрации. Такие учреждения не просто нужны, а необходимы, чтобы родители не оставались один на один с проблемами в воспитании ребенка. Еще раз огромное спасибо всем специалистам за их нелегкий, но такой необходимый труд!" Мама А., 5 лет, диагноз — ЗПРР:

"Хочу выразить благодарность всему коллективу за то, что они хорошо помогают детям и их семьям !"

Отец М., 4 года, ребенок-инвалид:

"У меня только положительные отзывы. Работают профессионалы своего дела, добрые, терпеливые, любящие детей".

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

1