Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

13.08.2020 14:27 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

История станицы не ушла в небытие

Более 300 лет насчитывает история хутора Верхнечирского. В свое время это была одна из 20 крупных станиц Нижнечирской волости второго Донского округа, в юрте которой насчитывалось 32 хутора: Рычков, Логовский, Немковский, Демкин, Ерохин, Ковылев, Ерицкий, Максимов, Бурацкий, Погодинский, Зеленовский, Ближне-Осиновский, Свиридов, Чудин, Суровикин, Слепихин, Верхне-Осиновский, Лукичев, Нижне-Осиновский, Маркин, Митяев, Савин, Попов, Александрин, Жирков, Лобакин, Киселев, Алимов, Тузов, Рычковская почтовая станция, Стариков, Кадыковский. Описаний станицы в давние времена сохранилось очень мало, а вот то, что можно было записать по воспоминаниям старожилов, собрано в альбомы и представлено в местной библиотеке – проделала эту огромную работу заведующая учреждением О.В.Лагуткина.

Страница, посвященная колхозной жизни
Свадьба Игнатова Семёна и Пырковой Галины. Фото конца 50"х годов
Верхнечирские казачки. Фото 1915 года
Справа Плешаков Елизар Верхнечирские казачки. Фото 1915 года Николаевич
В группе казаков Плешаков Николай. Погиб в 1917 году. Фото 1917"18 годов

– Составлять «Летопись станицы Верхнечирской» я начала в 2003-м году, – поделилась Ольга Васильевна. – Стала заносить в альбом наиболее значимые факты и события. Кто-то делился фотографиями и воспоминаниями о своих предках, какие-то данные запрашивала в архивах, искала в книгах. Старожилы Мануйлов Дмитрий Куприянович, Миронова Таисия Леонтьевна (дожила до 100-летнего юбилея), Усачева Клавдия (?) очень много рассказали о жизни хутора. Вот, например, что записано со слов Игнатовой (Пырковой) Натальи Семеновны:

«Дед Логвин Антипович и бабушка Анна Ивановна Пырковы жили в достатке, трудились сами для себя, работников у них не было. Семья была большая. Три сына: Иван Логвинович, Василий Логвинович, Семен Логвинович. Четыре дочери: Елизавета Логвиновна, Акулина Логвиновна, Прасковья Логвиновна и Наталия Логвиновна.

Был участок земли, коровы, телки, быки, которыми обрабатывали землю и кормили всю большую семью.

Сынов призвали в армию защищать свое Отечество. Сын Иван дослужился до офицера и был за Царя и Отечество, а когда началась гражданская война, он был на стороне белогвардейцев. А другой сын, Василий, на стороне красногвардейцев. Сын Семен был нейтрален. Он учился в Казанском духовном училище и по его окончании получил сан дьякона. Но ему не дали самостоятельно молиться в церкви, и стало гонение на церковных работников и уничтожение церквей. Стали молиться в больших домах. Он был очень верующим, все праздники молился нелегально с собравшимися желающими людьми, а также провожал всех, кто просил, в иной мир, целыми ночами отпевал умерших родственников по Верхнечирской и прилегающих ближних сел, в том числе и на станции Чир.

Сестры повыходили замуж, создали свои семьи. Дед Логвин погиб в гражданскую войну, а бабушка Анна жила у нас, семья была большая.

У папы умерла жена, остался сын Георгий, а у мамы погиб муж на гражданской войне и осталась дочь Агафья. Они соединили семью и еще родили пять дочерей: Марию, Наталью, Евгению, Антонину, Галину и всей семьей трудились как могли. Родители были трудолюбивые и нас приучали к труду и учебе».

О себе она пишет: «Дочь Наталья 1925 года рождения окончила в г.Сталинграде фельдшерско-акушерскую школу в 1946 году. Была направлена в Нижнечирский район, сейчас Суровикинский, фельдшером во врачебный участок в хутор Суворовский. Проработала там три года. Вышла замуж за Игнатова Василия Александровича и была переведена в Бурацкий фельдшерский пункт заведующей, где проработала шесть лет. Перевели в Верхнечирский фельдшерский пункт, где проработала 25 лет, оказывала помощь и днем, и ночью».

Ольга Васильевна добавляет, что отец Натальи Семеновны, Семен Логвинович Пырков, был талантливым костоправом, известным не только на всю округу, но и далеко за ее пределами, переняла от него это умение и дочь: искусно правила вывихи, лечила надорванные спины.

А вот история еще одной семьи – Вдовиных: Петр Андреевич (из хутора Нижняя Журавка Ростовской области) и Мария Никитична (хутор Рычковский) соединили свои судьбы в 1936 году. Повсюду в стране кипела работа. Петр Андреевич ходил на барже в качестве штурмана, перевозил грузы. Однажды баржа причалила в хутор Рычковский, где он и познакомился с донской казачкой Марией Пастуховой, а потом женился. Стали вместе ходить на барже, где и родились одна за одной три красавицы дочери: Аннушка, Нина, Галина. Началась Великая Отечественная война, детей с Марией высадили на берег в хуторе Рычковский, а команда баржи отправилась на задание: нужно было привезти уголь к месту назначения. Самолеты бомбили с воздуха, не давали двигаться вперед. В одну из таких бомбежек баржа получила пробоину, нужен был срочный ремонт. Стоял ноябрь, холодная осенняя погода. Петр несколько раз нырял в ледяную воду и забил пробоину. Воевал до 1945-го и вернулся домой, но всего через три дня умер от полученных на войне ран. Еще в 42-м во время бомбежки хутора их дом сгорел, и она сама вырыла блиндаж, где и жила с детьми. Только весной 1951-го года смогли переехать в «новую» Верхнечирскую, построили дом, где до сих пор живет одна из дочерей — Галина. Мария работала дояркой, потом уборщицей в конторе и почтальоном. Умерла в 1961-м году.

В альбоме множество историй верхнечирских семей – каждая по своему уникальна, и каждая рисует живую картину прошлого со своими героями, событиями, позволяет прочувствовать горести и радости земляков. Записаны все рассказы честно, без утайки малоприятных фактов, чем они особенно ценны: равны в описании георгиевские кавалеры и передовики производства, раскулаченные семьи и активные борцы за Советскую власть. Ольга Васильевна постаралась сохранить данные практически обо всех, кто жил и оставил заметный след в истории Верхнечирской. Объединяет же повествования станичников-хуторян общая информация о Верхнечирской:

1943 год. Колхоз имел 2 дома, 3 хаты, 1 мельницу, 1 кузню, 1 плотничную мастерскую, 3 амбара, начальную школу. Проживало 67 семей.

1944 год. Построены воловня, конюшня на десять голов, баз для волов, навес для зерна и подвал.

1945 год. Построены воловня, конюшня на пять голов, навес для зерна, свинарник и куплен 1 дом.

1946 год. Построены: 1 птичник, конюшня на 6 голов, навес для зерна, баз для волов, дом для сельского Совета, клуб.

1948 год. Уже работает начальная школа и сельский Совет. Председатель сельского Совета – Пастухов Степан Федорович. Председатель колхоза Черноморов Никита Никитович.

– Но самое главное, альбом получилось проиллюстрировать фотографиями, – продолжает Ольга Васильевна. – Здесь есть казачки начала века, красноармейцы в «буденовках», колхозники – и всё это наши земляки. Мы можем не только представить прошлое по рассказам их предков, но и увидеть самих героев тех лет! Можно только поблагодарить всех жителей, кто откликнулся на просьбу поделиться фотографиями. Отзывались даже те, кто сам уже давно здесь не проживает, и прислали из своих семейных архивов фотокарточки предков.

На одном из фото запечатлены верхнечирские казачки в 1915 году, еще один снимок датирован 1917-м – на нем Митрохина Варвара с дочерью Марией и сыном

Иваном Агаповичем. Много фотографий 50-х годов: свадьбы, праздники, уборка урожая и снимки простых колхозных будней.

Ольга Васильевна рассказывает, что альбомом часто пользуются школьники и студенты – на основе материала пишут доклады и исследовательские работы, обязательно приходят посмотреть «Летопись станицы Верхнечирской» те, кто приезжает в хутор в гости, часть материалов направляли в Ростовский государственный архив, где собрана история казачества. Ежегодно летопись пополняется новыми данными, событиями, происходящими в хуторе, ведь это так важно — сохранить историю родной земли для будущих поколений.

– У меня в планах перевести всю мою летопись, которая написана и оформлена вручную, в электронный формат, – поделилась Ольга Васильевна. – Сейчас можно отсканировать и выставить фотографии и разместить в интернете, и люди без труда будут находить информацию, которая им нужна. Мне хочется, чтобы знания о станице не ушли в небытие, а сохранились, чтобы потомки верхнечирцев помнили о своих корнях.

********************************************************************************

В одном из материалов о станице (на сайте СЕКРЕТЕВ.РФ) удалось найти ссылку на описание городка Чирского в документе «Роспись от Воронежа Доном — рекою до Азова, до Черного моря сколько верст и казачьих городков и сколько по Дону всех казаков, кои живут в городкех», датируемом предположительно 1593 г.: «…ПЯТЬ ИЗБ. В 30 верстах от Голубых, на крымской стороне. 50 казаков, «Угодно рыбою. От Царицына днище ходу». ЧИР. В 60 верстах от предыдущего, на крымской стороне. 100 казаков…».

********************************************************************************

Е.МУРЗИНА, наш корр. Фото из архива О.Лагуткиной

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

179