Импульс для развития ребенка – ежедневное общение с ним
Говорить мы учимся в самом начале своей жизни. Тогда же закладывается стиль нашей речи, особенности произношения слов.
Именно произношение помогает человеку проявить или раскрыть себя в обществе. А правильная дикция и грамотная речь порой становятся одним из главных факторов успеха. Дефекты же произношения – наоборот, могут заставить человека стесняться себя и поэтому не позволяют полностью открыться окружающим.
Решить речевые проблемы поможет логопед. В последние годы, по мнению специалистов в области логопедии, их помощь становится необходимой не только детям, но и взрослым.
Как избежать проблем развития в речи? Или как их, эти проблемы, исправить?
Помочь в этом может наша землячка.
О важности логопедических занятий с детьми рассказала корреспондентам «Зари» Александра Лысенко.
С 2012 года она работает с детьми, имеющими речевые нарушения.
Родилась и выросла Александра в Суровикино, окончила среднюю школу №2. После обучения в ВГСПУ работала воспитателем в коррекционном детском саду г. Волжского в течение трех лет. Потом вернулась в Суровикино, пришла работать в СОШ №3, здесь попробовала себя в роли воспитателя дошкольной группы, учителя начальных классов, а после рождения дочери и выхода из декрета вернулась к своей первой специальности — логопед.
Логопед – это специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей, подростков, взрослых и пожилых людей.
- После окончания школы встал вопрос о том, куда пойти учиться. – говорит Александра. — Я не сомневалась ни на минуту, что моя будущая профессия будет связана с детьми. Всегда любила проводить время с младшими детишками, играть с ними. Поэтому определенно мое направление — ВГСПУ, но какая специальность? Просто учителем быть не хотела, и тогда мой папа посоветовал пойти учиться на логопеда. И уже на первом курсе поняла, что не ошиблась в своем выборе.
- Александра, как считаете, какими качествами должен обладать логопед?
- Главные его качества – это любовь к детям; педагогическое творческое воображение и наблюдательность; искренность, твердость и последовательность в словах и действиях и др. Логопед должен знать и любить свое дело.
- Существует ли разница между логопедом и логопедом-дефектологом?
- Логопед занимается всесторонним развитием речи ребенка. А дефектолог — интеллектуальным развитием.
Дефектолог-логопед, занимающийся тяжелыми речевыми расстройствами, возникающими на фоне психических и неврологических патологий, сопровождающих слуховые и зрительные неблагополучия, черепно-мозговые травмы, т. д. Он помогает выявить первичные причины дефектов речи и в соответствии с этим подбирает методы коррекции.
- Вы ведь работали и с детками, имеющими проблемы не только с речью. Расскажите о разнице работы с «особыми» детками и среднестатистическими.
- «Особые» дети требуют особого подхода не только от специалиста, но и от родителей, создающих благоприятную атмосферу в своей семье, принимающих во внимание рекомендации специалистов. В работе с детьми ОВЗ самое сложное — донести до родителей, что с их ребенком, и они должны заниматься, что работа специалистов должна закрепляться дома в быту. Не все родители адекватно оценивают возможности своего ребенка. Только совместная работа логопеда, дефектолога, воспитателя и родителей даст положительный результат работы.
- Как узнать, что твоему ребенку нужна помощь специалиста? И когда лучше обращаться к специалисту по — поводу развития речи?
- Речь ребенка начинается с первого крика. Потом гуление, лепет, первые слова и фразы. Это самые важные этапы формирования речи, её фундамент!
Впервые посетить логопеда необходимо в 1 год, если нарушены функции сосания, жевания, глотания, «гуление» и лепет отсутствует. Следующий визит- в 3 года, если к двум годам не произносит простую фразу, у ребенка нарушены слух или зрение, у малыша короткая подъязычная уздечка. Покажите ребенка специалисту в 5 лет, если ребенок не усваивает грамматику родного языка, словарный запас ребенка гораздо меньше, чем у его сверстников, речь ребенка неразборчива, он искажает свистящие и шипящие звуки, произносит звук « Р» на французкий манер, ребенок заикается.
В 7 лет необходимо обратиться к логопеду, если ребенок с трудом усваивает навыки письма и чтения.
- С какого возраста нужно заниматься с детьми?
- Старинная легенда рассказывает о матери, которая обратилась к мудрецу с вопросом, когда ей надо начать воспитание своего шестимесячного сына, и мудрец ответил, что она опоздала со своим вопросом ровно на полгода. Со своими детьми надо заниматься с рождения. Для того, чтобы ваш ребенок заговорил вовремя, надо все свои действия проговаривать ребенку т.е. разговаривать с малышом как со взрослым, чтобы ребенок слышал речь. И по нарастающей игрушки, игры, чтение сказок потешек и т.д. И не надо ребенку «сюсюкать» или повторять за ним «неправильные слова». Для правильной постановки речи малыша взрослые должны говорить с ним четкими, вернопостроенными предложениями. Слова должны произноситься отчетливо, внятно. Не стоит поощрять “забавное” коверкание слов малыша, иначе привычка говорить неправильно закрепится надолго. Также ребенок может специально копировать неверное произношение, если у кого-то из близких есть речевой дефект.
- Дефекты речи. Отчего они возникают?
- они бывают разного происхождени : физиологические (повреждение частей артикуляционного аппарата: языка, зубов, связок, гортани и т.д.) и неврологические (повреждение части мозга, отвечающего за речь, расстройство нервной системы).
- Сколько в среднем времени нужно специалисту – логопеду на устранение дефектов?
- У каждого ребенка устранение дефектов по времени индивидуально. Кому-то нужен год, кому-то два, а кому и три. Все зависит от того, какой дефект, от особенности развития и обучаемости ребенка.
- А есть ли простые занятия для улучшения речи, которыми могут заниматься дети непосредственно с мамами, а не со специалистами?
- Да, конечно, такие существуют. Есть дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха. Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри и т.д.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата, игры с различными звуками: цокаем, как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся. Развиваем артикуляционные мышцы. Надуваем пузырь щечками, «лопаем» ладошками. Показываем язычок – дразнимся / язычок выглянул из ротика и спрятался обратно. Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
- Что пожелаете родителям?
- Главное – это помнить, что основной импульс для развития — простое ежедневное общение с ребенком. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
М. ДАВЫДОВА, наш корр.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.