Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

10.09.2020 11:45 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Как ребенок учится размышлять

Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос успешным человеком. Одно из качеств, позволяющих достичь успешности – хорошее мышление, сообразительность.

В своем взрослении за очень короткий промежуток малыш повторяет путь развития всего человечества. Сначала он учится манипулировать предметами. Затем узнает об их некоторых свойствах: улыбается на шум погремушки, тянет ручки к чему-то съедобному или привлекательному, удивляется, когда наблюдает исчезновение и неожиданный возврат, например, игрушки. Познав свойства предметов или явлений, дети начинают их активно использовать, приспосабливать. И все эти достижения за какие-то год – полтора жизни! Так у ребенка «пробуждается» мышление. Чтобы оно становилось все более совершенным, нужно достаточно большое количество объектов для испытательской деятельности маленького исследователя. Малыш должен осязать, пробовать на вкус, разбирать и собирать, перекладывать с места на место… Позже узнавать реальные предметы на картинках, а этот момент сообщает нам, что появился новый уровень мышления – образное, то, которое отличает нас от всех других живых существ на земле.

И вот тут мы, родители, начинаем ошибаться. Образное мышление не подменяет предметное, а дополняет его. Нельзя заменять живое восприятие картинками. Когда трех-четырехлетние дети подолгу сидят перед телевизорами и компьютерами, копошатся в родительских телефонах, вместо того, чтобы строить из кубиков и конструкторов, из песка, подручных материалов дома, машины, кукол, развитие их мышления притормаживается или не развивается настолько хорошо, насколько могло. Грустно слышать взрослых, восхищающихся умением двух-трехлеток включать или переключать каналы телевизора, выполнять простые операции компьютера, телефона. Эти умения сообщают только о том, что дети дошкольного возраста быстро приобретают навыки, так как механическая память любого маленького человека лучше чем у взрослого, мышление тут не при чем.

Поистине великое событие в жизни подрастающего человека и его способности размышлять — появление осознанной связной речи. Поначалу — короткие фразы, которые потом все больше распространяются и в конце концов превращаются в небольшие умозаключения. Это предпосылка взрослого умения размышлять на абстрактные темы, используя слова и понятия. Что нужно, чтобы этот процесс шел гладко? Четыре «кита»: чтение книг вслух (позволяет насытить речь словарным запасом, правильными речевыми оборотами, будит воображение, фантазию ребенка); сюжетно-ролевые игры (позволяют малышу исследовать окружающий взрослый мир в имитации того, что он узнал, развивает фантазию, творчество, речь), творческие занятия: конструирование, лепка, рисование и наконец – говорение и совместное обсуждение вопросов, которые ребенок задает часто, т.к. становится «почемучкой» в дошкольном возрасте. Если ребенок благополучно проходит эти этапы, то его мышление готово к началу систематического обучения в школе. И он быстро приспособится к учебной ситуации, догонит и перегонит тех детей, которых «выдернули» из своего возраста и начали обучать в то время, когда ребенок должен был еще осваивать мир через взаимодействие в сюжетно-ролевой игре или творчество. Создавая правильные условия для развития мышления, мы формируем базу для его будущей школьной успешности.

Елена Белик, педагог-психолог СОШ №3

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

28