Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

30.12.2021 15:31 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Сделайте детство счастливым, а родительство благополучным

Рекомендации детского телефона доверия 8 800 2000 122

Как много есть чудес на свете, но всех чудесней – это дети!

Прописные истины: Когда счастливы родители – счастливы и дети. Когда счастливы дети – счастливы и родители.

Поспорить с прописными истинами практически невозможно, их можно только принять и стараться соответствовать им.

Для счастливого детства и благополучного родительства очень важно создание благоприятной атмосферы для проживания, воспитания, развития, обучения детей. Это так называемые в психологии зоны комфорта и дискомфорта для ребенка. Причем функционал, как вы понимаете, у этих зон абсолютно разный. Зоны комфорта, факторы здоровья в них, помогают не допускать создание проблемных ситуаций, а зоны дискомфорта (факторы риска, действующие в них) создают проблему и удерживают эту проблему, доводя до кризисных моментов.

Давайте рассмотрим, какие есть зоны, какие факторы в них присутствуют и что надо сделать, чтобы минимизировать факторы риска и увеличить, накопить, создать факторы здоровья, способствующие решению трудных жизненных ситуаций в жизни детей и их родителей.

Первая и самая важная зона комфорта для ребенка – это Семья – самое главное место накопления любви, внимания, заботы, поддержки. Не менее важная и значимая зона комфорта в жизни каждого ребенка – это Школа – место обучения, развития, формирования коммуникаций. Третья зона комфорта в жизни детей — это Социум – необходимое условие накопления опыта взаимодействия и реализация себя.

Какую функцию несут в себе факторы здоровья и факторы риска? Посмотрите, насколько они противоположны друг другу. Факторы здоровья несут в себе созидательную функцию, а факторы риска разрушительную.

Факторы здоровья:

Создают атмосферу принятия и поддержки.

Помогают справляться с трудностями.

Формируют ценности, правила.

Создают условия для развития и реализации.

Накапливают ресурсы.

Факторы риска:

Разрушают взаимоотношения.

Нарушают спокойствие, гармонию.

Ломают психику, настрой, уверенность.

Утяжеляют прохождение кризисов.

Уничтожают счастливое настоящее.

Угрожают будущему.

А сейчас давайте подробнее рассмотрим по каждой зоне комфорта и дискомфорта факторы риска и факторы здоровья.

Рекомендация — практикум: найдите в каждой зоне свои факторы риска и факторы здоровья, присутствующие именно в вашей семье. Это минимальная экспресс диагностика, которая поможет понять, что «неблагополучно в вашем королевстве» — это будут факторы риска и что с этим можно сделать — а это уже факторы здоровья.

Факторы риска на уровне семьи.

Если в семье имеет место быть!

Нарушенные детско-родительские отношения: конфликты, непонимание, недоверие.

Насилие – жестокое обращение не только по отношению к ребенку, но в супружеских отношениях. Ведь ребенок является свидетелем, а иногда и участником семейных конфликтов, представьте себе какую травму получает ребенок, и с ней он приходит во взрослую жизнь.

Бесприютность (эмоциональный холод и пустота). Вроде и родители рядом, но заняты собой.

Нет копингов (не владеют родители и не научены дети) – способы преодоления трудных жизненных ситуаций;

Родители не являются примером (нет ЗОЖ (здорового образа жизни), семейные ценности не привиты);

Нет принятия, поддержки, заботы, внимания (семья не является ресурсом, местом, где тебя поддержат и помогут).

А теперь давайте рассмотрим, какие есть факторы здоровья на уровне семьи. Именно эти факторы помогают разрешать проблемы, и наши усилия по психоэмоциональному «оздоровлению» семьи необходимо направлять на их созидание и формирование.

Факторы здоровья на уровне семьи:

Учимся разговаривать друг с другом: и по потребности (с уважением) и просто так (обсудить заинтересовавшее, вызвавшее восторг или непонимание). Именно беседа (без нотаций) развивает интеллект, кругозор и мотивацию к знаниям.

Учимся слушать и слышать, даем право детям на собственное мнение, обозначаем свое мнение без давления и немедленного выполнения.

Наивысший пилотаж: учимся чуткости и чувствительности (считываем невербальные признаки усталости, печали, раздражения, обиды) – присоединяемся с уважением к чувствам ребенка, и даем возможность детям научиться «чувствовать» и нас, родителей. Эмоциональный интеллект можно развивать именно таким образом.

Всегда выступаем на защите интересов своих детей! В тех случаях, когда их права нарушены. В приоритете у родителей – дети, именно родители удовлетворяют базовую потребность в защите и безопасности. Пренебрегая собственным ребенком, мы создаем у него комплекс неполноценности и он всю свою взрослую жизнь будет искать опоры, у него будет мало шансов научиться быть самостоятельным и отвечать за свою жизнь.

Расширяем зону самостоятельности ребенка в зависимости от его возраста наряду с повышением ответственности за сделанный выбор. Используем проактивный подход к ошибке (неудаче, неуспеху): ошибка (неудача, неуспех) – это не повод для страданий, а великолепная возможность чему-то научиться, расширить свои компетенции (умения).

Делимся своим пережитым опытом: и успешным и не очень, зная, что и у родителей не всегда все получалось, ребенку легче удерживать самооценку на адекватном уровне. В тех случаях, когда родители преподносят себя исключительно талантливыми и способными детьми, у детей формируется неуверенность и в последствии неуспешность.

При высоким риске непонимания: стараемся поставить себя на его место, вспомнить себя в детстве и юности, вы тоже вряд ли были идеальным ребенком. Идеальный это какой? Послушный?

Говорим о своих чувствах: и о том, что любим его, и о том, чем огорчаемся им (ребенком). Эмпатия – чувствовать себя и других вокруг себя дает каждому из нас чувство удовлетворения собой и помогает формировать чувство собственного достоинства.

Осваиваем искусство совместной деятельности: домашние обязанности (должны быть у каждого ребенка в зависимости от его возраста, именно они помогут научить детей не только «брать», потреблять, но «давать», заботиться о других), досуг (вместе отдыхать, заниматься спортом, играть в настольные (или другие) игры или другими полезными делами), помощь и забота родственникам или тем, кому плохо.

Дружим с его друзьями, по возможности и с родителями его друзей: корректно, вежливо, доброжелательно.

Развиваем исключительность и индивидуальность ребенка, протежируйте (пиарте) его успехи, патронируйте (поддерживайте) его неудачи.

Созидайте свое «Я»: ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому. Можно много говорить, но именно действия родителей определяют модель поведения ребенка

Учите детей копингам (способам совладания или преодоления): это поможет всегда знать – что и как делать в сложных ситуациях.

Учите ставить границы: и у себя в семье (правила, запреты) и во внешнем мире.

Формируем позитивный взгляд: положительный настрой (концентрация на положительных, приятных моментах, происходящих в нашей жизни). Удерживаемся сами и помогаем детям не «соскользнуть» в отрицательный дрейф (концентрация на неблагополучных, неудачных ситуациях).

Развиваемся добрыми делами сами и помогаем детям помогать другим.

Учим детей презентовать себя без подавления других. Именно умело презентуя своя успехи и достижения ребенок учиться повышать свою самооценку, вырабатывает рефлексию (умение соотнести себя с другими людьми).

Учимся хвалить и поощрять детей, грамотно выстраивать санкции.

Наслаждаемся счастьем быть мамой или папой – всегда и навсегда!

А теперь также подробно рассмотрим факторы риска и факторы здоровья на уровне школы.

Факторы риска на уровне школы

Если в школе имеет место быть!

Микроклимат класса, школы не поддерживающий, а прессингующий, вплоть до буллинга;

Учебные проблемы – недостаточный уровень знаний, требования родителей без учета способностей детей, низкая учебная мотивация (для чего, зачем); агрессивная педагогика;

Сложности коммуникации (выстраивание дружеских (ресурсных) отношений), авторитет учителя строится не на уважении, а на власти.

Факторы здоровья на уровне школы

Успешная учеба — дополнительные занятия, помощь «равный равному», организация физического пространства в школе и дома, соответствие требований способностям;

Коммуникативные навыки – общественная деятельность, сообщества, навыки презентации себя, помощь другим (слабее, младше, старше);

Навыки саморегуляции – тренинговые занятия в школе, проактивный копинг («подушки» безопасности, оценка потенциальных стрессоров (рисков);

И еще одна зона комфорта и дискомфорта в жизни ребенка – это социум. Какие факторы риска формируют дискомфорт и какие факторы здоровья помогают быть успешными?

Факторы риска на уровне социума

Если в социуме у вашего ребенка имеет место быть!

Отсутствует личностная реализация, одиночество, дети — изгои;

Глубоко личные внутренние проблемы (предательство, бесцельность);

Личная жизнь выставлена на показ, нет идентификации, размыты или отсутствуют цели в жизни, нет умения дружить в «реале», любовные отношения как драма.

Факторы здоровья на уровне социума

Принадлежность к группе с положительными ценностями: кружки, секции, клубы, общества, волонтерство. Реализуют потребность ребенка в общении, принадлежности к группам.

Увлечения, интересы (хобби) = помогают развиваться и совершенствоваться, доставляют удовольствие сейчас, во взрослой жизни могут быть тем ресурсом, который поможет справляться с трудностями;

Целеполагание в жизни: Кем хочу стать? Что для этого надо? Что могу уже сейчас? Какие ресурсы уже есть? Какими запастись? Какие последствия (риски)? Когда у человека есть цель, ему некогда бездельничать, «паразитировать» (жить за счет других), уходить в девиантное поведение (курение, алкоголь, наркотики). Он занят достижением своих значимых и полезных целей.

Способы совладания = жизнь как тренинг (как справляться — подбрасывайте своим детям задачки на разрешение: расскажите трудную жизненную ситуацию, и вместе пообсуждайте, как, каким образом можно порешать проблему).

Развивать навыки саморегуляции – умение владеть собой, умение снимать напряжение (выбирайте время и место), помогите освоить способы.

Выстраивание границ – Научите детей говорить «Нет!», когда предлагают наркотики или алкоголь, или заманивают в заведомо опасное деяние.

Если в дом пришла «беда»

В первую очередь успокойтесь.

Подготовьтесь (настройтесь) откровенно говорить с ребенком, будьте честны и правдивы.

Не ругайтесь, не наказывайте. Говорите тогда, когда вас могут услышать.

Обращайтесь за помощью к специалистам — психологам. Это не ваша слабость – это ваша сила, принять помощь и поддержку.

Детский телефон доверия 8 800 2000 122 – всегда рядом с вами.

Бесплатно – с любого стационарного или мобильного номера.

Анонимно – не надо представляться, номер телефона не определяется.

Круглосуточно – днем и ночью, в будни и праздники – всегда!

Конфиденциально – содержание вашей беседы с психологом останется между вами, запись разговора не производится.

38 03 03 – областной телефон доверия: для взрослых по их взрослым проблемам.

Руководитель службы детского телефона доверия Миронова Н.Р.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

3