Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

18.02.2021 11:33 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Как уберечь ребенка от "дедовщины" в классе?

Школа — единственное общественное место, через которое проходят все без исключения. И, понятное дело, что школьная тема волнует не только учителей, но и родителей. Проблема дисциплины, эмоциональное состояние ребенка стоят сегодня, после здоровья детей, на первом плане. «Школьная дедовщина»: хамство, насмешки, агрессия, издевательства и нападки — это то, с чем может встретиться любой ребенок, придя в образовательное учреждение. Тогда учебный процесс превратится для него в настоящую пытку. Как родителям в такой ситуации помочь ребенку, советует медицинский психолог ЦРБ О.Н.Юрьева.

- Оксана Николаевна, далеко не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Как понять, происходят ли нападки на ребенка?

- Если он ничего сам не рассказывает – следует понаблюдать за ним. Родителей должно насторожить любое изменение в поведении ребенка. Если тот ведет себя необычно (например, стал скрытным и задумчивым), возможно, это реакция на преследования сверстников. Присмотритесь к своему чаду, если он не хочет идти в школу, избегает большого скопления людей, возвращается с занятий подавленным, плачет без очевидной причины и редко рассказывает о том, что с ним происходит, возможно, у него проблемы, и ребенок сильно переживает.

- Что делать, если это уже случилось?

- Если ребенок жалуется, что другие дети его обижают, дразнят или не хотят с ним играть, не останавливайте его, дайте ему высказаться. Ни в коем случае не говорите: «Наверное, ты сам виноват, не могут же они приставать к тебе просто так». Не думайте, что ребенок сам виноват в том, что его обижают, и уж тем более не пытайтесь внушить эту мысль ему. Издевательства редко имеют причину или логическое объяснение, и для ребенка неважно, почему его обижают – для него важно, что это происходит именно с ним. Не нужно также спешить осуждать обидчика и восклицать, ведь вы знаете только одну версию событий. Если вы слишком бурно отреагируете на рассказ ребенка, начнете возмущаться или бросаться мстить обидчику, ребенок может уйти в себя. Помните, в большинстве случаев ребенок может справиться с обидчиками без вмешательства взрослых. Вы же должны подвести ребенка к правильному решению, подсказать ему, как лучше себя повести в проблемной ситуации. Спросите у него: «Как ты думаешь, что можно сказать и сделать, когда эта ситуация повторится? Как лучше поступить, чтобы это прекратилось?». Помогите ребенку увидеть последствия его слов и поступков; подскажите, что эту проблему он вполне может решить своими силами. Если ребенок пожмет плечами и скажет: «Тогда я просто убегу», вы можете согласиться с ребенком – спастись от преследователей бегством можно раз-другой, но рано или поздно все равно придется посмотреть страхам в глаза, и разговор неизбежен. Также очень важно спросить у ребенка, как бы он хотел, чтобы разрешилась эта ситуация? Чего он ожидает? Но не предлагайте свое решение (вы можете только задать направление мыслей) – ребенок сам должен найти выход. Он должен знать, что самостоятельно придумал, что нужно делать. Если предоставить ребенку возможность самому разбираться со своими проблемами, он научится более эффективно налаживать отношения со сверстниками.

- Нужно ли учить давать сдачи или самим защищать его?

- Родители могут научить ребенка некоторым методам психологической защиты, которые помогут ему справиться с нападками сверстников. Например, научите его не поддаваться на провокации. Объясните, что он может и должен уметь отказать сверстнику, если ему неприятно или не хочется что-то делать. Если вы ожидаете, что ребенка будут дразнить из-за внешности или необычной фамилии, можете заранее обсудить это с ним.

- Как предотвратить разочарование и боль самого дорогого человека?

- Разговаривая с ребенком о конфликтной ситуации, объясните ему, что агрессивное поведение — признак слабости и трусости. Задиры редко действуют в одиночку или нападают на нескольких ребят – они выбирают жертву, которая не может дать им отпор. Унижая и преследуя более слабого, они самоутверждаются за его счет.

- Нужно ли и когда обращаться за помощью в школу?

- Когда конфликт с одноклассниками приобрел серьезный размах, с посещением школы лучше не затягивать. Если ребенок чаще раза в неделю приходит домой и жалуется, что его обижают, дразнят, портят вещи и унижают, подождите, пока закончатся уроки и дети разойдутся по домам, и отправляйтесь в школу. Обратитесь к классному руководителю или завучу. Этот вопрос лучше обсуждать не по телефону, а при личной встрече. Как правило, учителя не подозревают о том, что происходит за пределами классной комнаты, и то, что ваш ребенок является объектом насмешек, чаще всего оказывается для них полной неожиданностью. Классному руководителю или учителю нужно это знать, ведь то, что очевидно для вас, может быть неочевидным для него. Попросите его впредь внимательнее следить за поведением учеников.

Беседовала Н.АВРАМОВА, наш корр.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

30