Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

25.02.2021 10:36 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

С чувством глубокой благодарности

С каждым годом ветеранов и участников Великой Отечественной войны становится все меньше. Земляков, вернувшихся домой с боев сражений, доживших до наших дней, можно пересчитать по пальцам. Но это не значит, что мы, нынешнее поколение, забыли о наших мамах и папах, дедах и прадедах, бабушках и прабабушках, о тех, кто не жалея себя приближал Великую Победу — праздник, который уже много десятков лет объединяет всю страну, людей разных поколений, национальностей.

Война, длившаяся 1418 дней и ночей, коснулась, к большому сожалению, каждой семьи. Целыми улицами, деревнями и даже городами провожали своих мужей, отцов, матерей и детей на фронт. Многие через время получали похоронки.. И все равно ждали, ждали родных домой. А какое испытывали счастье, когда они все же возвращались! После победы о войне много рассказывать было то ли не принято, то ли не хотелось ворошить душевные раны.. Наверное, поэтому от своих родных, свидетелей тех страшных лет, мы мало знаем о том тяжелом времени.

В 40-е годы из Суровикинского районного военкомата на фронт наравне с мужчинами уходили десятки женщин – чьи-то матери, дочери. Все они преследовали только одну цель – разгромить, победить врага, прогнать фашистов с родной земли.

17-летняя Мария Шефатова (Еременко) 22 июня 1941 года отмечала окончание школы. А на утро после выпускного вечера беззаботные годы юности для нее и для сотни тысяч других выпускников оборвались.

Уже через год после начала войны Мария записалась в ряды добровольцев. Девушка собралась на фронт, попала в 188-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион ПВО. Участвовала в Сталинградской битве, охраняла переправу через реку Дон, стреляя из зенитной установки. Вместе с боевыми товарищами отстаивала город. Уничтожала вражескую авиацию на ближних подступах к Сталинграду и над ним. Мария видела врага в лицо, дышала с ним одним воздухом, рискуя собой, своей жизнью, героически сражалась с противником.

7 ноября 1943 года за отличное владение боевой техникой и умелое применение ее в бою с нанесением потерь противнику ефрейтор Шефатова (Еременко) Мария Григорьевна награждена нагрудным значком «Отличник ПВО». Вместе со своим 188-м отдельным прошла всю войну.

Вместе с Марией ушла добровольцем на фронт и ее старшая сестра Нина Григорьевна Шефатова (Голозубова). Нина закончила свой боевой путь в Румынии. Сестры вернулись домой победительницами — именно так, как когда-то загадывали, уходя на фронт.

Мария устроилась на работу, вышла замуж, родила дочь. Она была частым гостем в школах, на тематических встречах. Нередко фронтовики-земляки собирались вместе, среди них было много женщин, которые, как и Мария Григорьевна, воевали за Родину. Недавние зенитчицы, связистки, разведчицы вспоминали суровое время, изливали друг другу душу, часто плакали. Каждая из них на протяжении всей своей жизни мысленно перелистывала страницы со страшными воспоминаниями о войне.

В 1933 году, когда в Манойлине началась принудительная коллективизация, вся семья Дьяковых переехала в Суровикино. С этого времени жизнь Анны Георгиевны связана с нашим городом.

В 1938 году у нее родился сын Вовочка, только вот семейная жизнь не сложилась. Перед войной она осталась одна, с ребенком.

Война застала девушку за сотни километров от дома и родных. В июне 1941 года Анна была в доме отдыха «Черемшан», расположенном в южных окрестностях города Хвалынск (Саратовская область). Как гром среди ясного неба прогремело сообщение о вторжении врага на советскую землю. Анна, ни минуты не раздумывая, буквально полетела домой, к маленькому сыну. Добираться пришлось пешком. Столько страшного пришлось пережить ей по пути на малую родину. Уже дома женщину настигла большая беда: при бомбежке погиб ее единственный сын. Черное горе поселилось в сердце у матери. Жизнь как будто остановилась навсегда.

В декабре 1942 года Анна вместе с другими суровикинскими девушками и женщинами добровольцем уходит на фронт — бороться с врагом за себя, свою землю, своих детей.

Анна Дьякова воевала в 160-м стрелковом полку 54-й гвардейской стрелковой дивизии. Была телефонисткой. Многое пришлось пережить ей на полях сражений. Была серьезно ранена, попала в окружение, из которого буквально чудом помогли выбраться боевые товарищи. Анна Георгиевна вспоминала: в последнюю машину с ранеными, куда ее не могли посадить из-за отсутствия мест, товарищи ее буквально забросили.

В декабре 43-го А. Г. Дьякова была комиссована по ранению. Этот год на войне она не любила вспоминать никогда. «Не могу рассказывать об этом,- говорила она, — меня сразу душат слезы. В окружении я пережила такой ужас, что о нем лучше не знать никому!». Огромным незаживающим шрамом на сердце женщины остались военные годы.

Только спустя много лет, когда ее нашли оставшиеся в живых боевые товарищи, она смогла говорить о военных днях.

Пережитые испытания были не последними в жизни семьи Дьяковых. В 1953 году в автокатастрофе погибает ее младшая сестра. Нина Дьякова, как и старшая сестра, воевала, прошла почти всю войну, после год служила в Австрии, вернулась домой в 1946 году. Нина Георгиевна смогла уберечься от вражеской пули, а погибла в мирное время, когда ее жизнь только набирала обороты. Всего 28 лет было младшей сестре Анны Георгиевны.

После смерти у Нины осталась маленькая четырехлетняя дочка.

Анна поклялась, что никогда не оставит маленькую Людочку. И клятву свою сдержала. Вместе со своей матерью Еленой Петровной вырастила, воспитала, дала достойное образование, выдала замуж, а после нянчила дочку племянницы, свою любимую внучку, и до последнего вздоха оставалась ей опорой и советчицей.

Беды, выпавшие на долю женщины, не подкосили Анну, не разочаровали ее в жизни. Она жила, как жили все ее земляки, работала, принимала участие в субботниках и воскресниках, радовалась праздничным дням, ходила на демонстрации и на свою скромную зарплату растила осиротевшую племянницу.

Еще до войны в 1938 году Анна Георгиевна устроилась в районную детскую библиотеку и проработала там всю жизнь. В ее трудовой книжке единственная запись. Трудовой стаж прерывался только однажды, с 1942 по 1943 гг., когда была на фронте.

В 1951 году она поступила в Саратовский библиотечный техникум на заочное отделение и в 1954 году успешно его закончила. Там приобрела много друзей, с которыми поддерживала отношения долгие годы.

Больше всего на свете Анна Георгиевна любила книги. В ее личной библиотеке были сотни томов русских и зарубежных классиков. Толстой, Тургенев, Чехов, Гоголь, Мамин-Сибиряк, Бальзак, Драйзер – да всех не перечесть. Из своей скромной зарплаты библиотекаря она всегда находила деньги, чтобы оформить подписное издание, благо, что в 60-е годы и раньше книги еще не были дефицитом и не украшали полки в домах оборотистых суровикинцев.

Анна Георгиевна самозабвенно любила свою работу, любила детей, их считала самыми интересными собеседниками. Она не нажила богатства, но всегда пользовалась уважением людей, любовью детей, была центром любой компании. Анну Георгиевну ценили за легкий и веселый нрав, остроумие, сердечность и простоту.

«К сожалению, Анны Георгиевны давно нет с нами. Но я всегда буду благодарна своей тете за все, что она сделала для меня, за ее самоотверженность, самоотдачу, за ее большое и доброе сердце, за то, что несмотря ни на что она умела видеть лучшее в людях и верить в светлое будущее», — завершила свой рассказ Людмила Дмитриевна Ерохина.

Подготовила М. Давыдова, наш корр.

Фото из личного архива Л.Д. Ерохиной и Л.Г. Альмухамедовой

Уважаемые читатели! Если на фотографии вы узнаете своих родственников или знакомых, и у вас есть какая-либо информация о них, просим вас обратиться в редакцию «Зари», и наши корреспонденты обязательно расскажут о них на страницах газеты.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

29