Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

19.04.2021 17:07 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Не останьтесь с носом!»

Практически каждый день граждане сталкиваются с мошенничеством. И сколько бы мы не писали «Осторожно, рядом с вами мошенники!», сколько бы не предупреждали об этом сотрудники полиции, суровикинцы так или иначе попадаются на крючок обманщиков, теряя при этом значительные суммы денег. О видах мошенничества, о том, как избежать обмана, беседуем с начальником отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Суровикинскому району, майором полиции В.Н.Соловьевым.

- Виктор Николаевич, расскажите о наиболее распространенных видах мошенничества.

- Начну с того, что люди сами позволяют себя обманывать, хотя и думают, что так просто на удочку не попадутся. Дескать, знаем, не первый год замужем, нас не проведёшь. Мошенничество было, есть и будет, да и информационные и телекоммуникационные технологии, с помощью которых совершаются преступления, не стоят на месте, развиваются и методы психологических манипуляций.

Как показывает статистика, у жертв мошенничества нет определенного возраста, какого-то одного социального статуса и материального положения: от действий преступников может пострадать как пожилой человек, так и успешный предприниматель. Как правило, мошенники работают по шаблонам стандартного мышления будущих жертв, однако все чаще они изобретают более изощренные способы обмана, на которые попадаются даже продвинутые молодые люди. В основном преступления совершаются с использованием компьютерных технологий, а именно в сфере интернет-банкинга, обслуживания кредитных карт, таких как «Халва», интернет-торговли, а также преступлений, связанных с несанкционированным доступом к персональным данным. Наиболее же распространенными способами являются получение СМС-сообщения о блокировании карты, подключении различных услуг банка, а также звонок от якобы сотрудников банка или сотрудников правоохранительных органов (в т.ч. с телефонов-двойников Сбербанка «900», органов внутренних дел (тел. дежурных частей и т.д.), которые под предлогом отмены несанкционированной операции по списанию денежных средств с банковской карты, под предлогом оформления кредита и перевода финансовых средств на безопасный счет просят сообщить им персональные данные по карте, действуя строго их указаниям. К примеру, на мобильном телефоне высвечивается вызов от Сбербанка «900», вы его принимаете и слышите взволнованный женский голос: «Алло, Сергей Иванович, Вас беспокоят из службы безопасности Сбербанка. Сейчас с Вашего счета была совершена попытка снятия денежных средств в размере 30 тысяч рублей. Вы производили эту операцию? Мы обеспокоены этим». И Сергей Иванович, который, естественно, ничего не производил, сразу же заволновался, подскочило давление. «Я ничего не снимал», — отвечает он. «Мы должны предотвратить действия мошенников. Для этого назовите, пожалуйста, номер Вашей карты», — вежливо просят мошенники. И Сергей Иванович начинает диктовать, в том числе и те три волшебные цифры на обороте карты, которые вообще никому нельзя говорить. В итоге все его накопления плавно перетекают на счет мнимых сотрудников Сбербанка.

Помните: работники банка по телефону никогда не спрашивают персональные данные банковской карты. Знайте, это обман, и ни в коем случае не идите на поводу у лжебанкиров. Звонят также под предлогом компенсаций по вкладам, возврата и перерасчета пенсий, выплаты социальных пособий, различных компенсаций. Что касается начальных цифр телефона, по которым потенциальная жертва считает, что ей звонят из Москвы, из Сбербанка, то это очередная уловка. Сейчас приобрести тот или иной телефонный номер не составляет особого труда. Преступники могут звонить откуда угодно, обращаясь к вам по фамилии, имени и отчеству. Поэтому у потенциальной жертвы и складывается ощущение, что общается с представителями банка или со специалистами государственной организации.

Звонят под предлогом покупки-продажи товара, аренды жилья на интернет-сайтах («Авито», «Дром», «Юла»), в социальных сетях «Однокласники», «ВКонтакте», просят сообщить данные карты для перечисления денег за покупку либо перевести предоплату. Другой вариант: сельхозпроизводитель решил купить зерно. Нашел профильный сайт, выбрал нужный товар по выгодной цене, оформил заказ. Перевел, скажем, сто тысяч рублей и ждет своего зерна. Не дождался. Выясняется, что по собственной невнимательности и беспечности свои кровные он отправил мошенникам. На автомате оформляя покупку, не проверил ни лицевой счет, ни координаты продавца. Сайты-однодневки — явление распространенное. Представляясь сотрудниками правоохранительных органов и других служб, звонят под предлогом освобождения от уголовной или административной ответственности, обращаются от имени родственников или знакомых. «Алло, мама, это я. Меня должны арестовать, я сбил человека, — дрожащий голос на том конце провода. — Следователь сказал, что если я заплачу 300 тысяч, то можно замять дело. Сейчас к тебе приедут люди, передай им деньги». И бедная мать, услышав, что сын попал в беду, в панике начинает искать деньги. Сердце вот-вот выскочит, но главное — достать деньги. И достает «похоронные»… А на пороге уже стоит мужчина, называет имя сына и представляется его другом. Мать дрожащими руками передает деньги, забыв при этом позвонить сыну, родственникам, чтобы проверить информацию. Подобные истории повторяются на протяжении многих лет, только с разными «бедами» и разными именами. Но, к огромному сожалению, сколько мы бы ни говорили, сколько бы ни предупреждали через средства массовой информации, люди, особенно пожилые, продолжают верить мошенникам.

- В редакцию обратились жители и рассказали, что к ним приходят молодые люди, которые сообщают о том, что в апреле в их доме будут проводиться работы по ремонту балконов, замене оконных блоков, и некоторые, думая, что это представители управляющей компании, пускают их в квартиру.

- Пожилые люди впускают к себе и мнимых соцработников, и лжесотрудников пенсионного фонда, медработников, предлагающих лекарства и пищевые добавки, сотрудников Роспотребнадзора и тех, кто собирает подписи якобы для решения насущной для города, района проблемы. И каждый раз новая легенда: то меняются деньги старого образца на новые, то оформляется заявление на санаторно-курортное лечение в доме отдыха, то государство дает еще какие-то дары немыслимой щедрости, то проводится дезинфекция. Конец у этих историй всегда одинаковый и печальный — пожилые люди расстаются с достаточно крупными суммами, а потом вызывают полицию. Так вот, прежде чем открывать входную дверь, позвоните в организацию, приславшую их. Мошенники занервничают, а настоящие работники отнесутся с пониманием. И знайте: настоящими лекарствами и пищевыми добавками не торгуют в разнос, их можно купить только в аптеках. Что касается замены оконных блоков, дверей, ремонта балконов: прежде чем пустить человека в жилище, убедитесь в правдивости его слов – позвоните в управляющую компанию, проверьте, какая фирма предоставляет такие услуги и, если таковая существует, то по какой цене. Как правило, залетные компании за свой товар либо услуги берут втридорога, либо оставляют «с носом» доверчивых суровикинцев. Поэтому, чтобы не переплачивать, стоимость товара уточните у местных компаний, занимающихся аналогичными работами. Практика показывает, что изделия и услуги у местных предпринимателей стоят намного дешевле. Кроме того, ни в коем случае не подписывайте никаких договоров, под их видом на вас могут оформить кредитные займы.

- Получается, пока есть наивные и доверчивые люди, будут и мошенники?

- Как не быть, когда преступников мотивируют сами же будущие жертвы, проявляя невнимательность и беспечность. Как говорится, на ловца и зверь бежит, даже не бежит, а несет «дорогому» мошеннику все, что было нажито непосильным трудом. Поэтому хотелось бы еще раз напомнить: будьте бдительны, не попадайтесь на уловки мошенников, прерывайте разговор, общаясь с гражданами по неизвестным номерам телефонов, не сообщайте номер карты или счета, пин-код карты, а также не передавайте SMS — код, который вам приходит от номера телефона службы банка. При осуществлении интернет-покупок используйте отдельную банковскую карту, на которой находится минимальное количество денежных средств. И, как бы вас ни просили, не пополняйте баланс неизвестных номеров телефона.

Если вы или ваши близкие стали жертвами мошенников или вы подозреваете, что в отношении вас планируются противоправные действия, — незамедлительно обратитесь в полицию по каналу связи «02», «102» или в дежурную часть по тел. 2-15-01. Сотрудники полиции ОМВД России по Суровикинскому району просят граждан быть предельно бдительными и осторожными.

Н.АВРАМОВА,

наш корр.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

3