Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

08.05.2022 09:35 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Береги мои письма»

77 лет назад завершилась Великая Отечественная война. За Победу в ней сражались миллионы наших соотечественников. Многим не суждено было вернуться с фронта. Но память о них, их больших и малых подвигах, навсегда в сердцах благодарных потомков.

– Самое ценное и дорогое, что я храню всю жизнь, – письма моего папы, – рассказала жительница Суровикино Л.Г.Суховольская. – Это несколько пожелтевших от времени листочков, которые он успел прислать своей семье до момента гибели.

Людмила Григорьевна родилась в 1939-м году и своего отца практически не помнит – только образ человека в солдатской шинели в момент его проводов на фронт в 1942-м запал в ее сердце на всю жизнь. Жили тогда в городе Прокопьевске Кемеровской области. Помимо Людмилы Григорьевны в семье было еще двое детей – пятилетняя Валя и только родившийся Витя. Зимой Григория Саватеевича призвали. Некоторое время бойцы еще оставались в городе, проходя обучение перед поездкой на фронт, и часто строем шли прямо мимо дома по главной улице.

– Мама рассказывала, что соседские ребятишки постарше прикладывались к дороге, чтобы услышать, как пойдут солдаты: еще и не видно их было, но гул марширующей колонны можно было распознать, – вспоминает Людмила Григорьевна. – Тогда бежали по домам с криками «Идут!», и все выходили, чтобы еще раз взглянуть на родных. Мама тоже брала нас и шла на встречу. Папа был запевалой, голос его было слышно издалека, но при приближении к нам песню в строю подхватывал другой солдат – папин голос начинал срываться. Иногда командир разрешал ему подбежать к нам, даже отпускал помочь маме – дров наколоть, подправить что-то.

А потом Григорий Саватеевич был направлен на Воронежский фронт. Воевал в 841-м полку 237-й стрелковой дивизии.

– Первая открытка от папы датирована 18 мая 1942-го года, – продолжает Людмила Григорьевна, показывая бережно разложенные в отдельные файлы письма. – «Пономаревой Варваре Крысантьевне. Полевая почта 1702, 841 с.п. Рота автоматчиков, Пономареву». Он пишет: «…О своей жизни вам сообщаю, что живем пока ничего, на фронт нескоро поедем…». Передает приветы, расспрашивает о том, как живет без него семья. Что интересно, к сыну, как в этом, так и в других письмах, он обязательно обращается по имени и отчеству и называет хозяином дома – именно в нем он видит свое продолжение. Обязательно спрашивает, как растет мальчик, просит прислать обведенную на листочке бумаги его ручку. Не забывает и про дочерей, просит нарисовать «хоть морковку или огурец» – что еще могли изобразить маленькие?! Маме дает наставления запасать дров, сена, хорошо ухаживать за огородом: «Зимой труднее будет».

Григорий Саватеевич пишет, что письма получает часто, и это его очень радует. Говорит, что написала и кума: «Зовет есть огурцы, но мне время нет: надо воевать, гнать скорей врага с нашей территории". Рассказывает о земляках, которые сейчас рядом с ним, а потом, уже во время боев, пишет, кого ранило, как и кто из них погиб.

Вот письмо от 11 августа 1942-го: «Я нахожусь на фронте с 23-го июля… сейчас сидим в окопе, визжат пули, рвутся мины, бомбят самолеты. И никакого спасения. И сильно курю табак. Сильно оброс бородой, как старик. Наверное, Витя, Валя и Люся меня не узнают».

Теперь в письмах появляются строчки: «Прощайте, прощайте, Варя. Живи спокойно и не расстраивайся». А еще пишет напутствие: "Я вас прошу всех: живите дружно. Друг дружку не обижайте".

В одном из писем, перечисляя павших на поле боя земляков, Григорий Саватеевич сообщает: «Но мы пока с Мищенко живы-здоровы. Но каждую минуту ждем смерти. Сидим в окопах. Летают самолеты как грачи. Очень страшно».

В ночь на 5 октября 1942-го года Григорий Саватеевич погиб близ села Перекоповка Воронежской области. Об этом семье еще до прихода похоронки сообщили в письмах два его боевых товарища.

– Иван Григорьевич Антипов пишет, что папа и еще двое солдат подорвались на мине, когда ходили в разведку, – обращается еще к одному письму из своего архива Людмила Григорьевна. – «Не пришлось похоронить, потому что нельзя было», а потом, когда смогли подойти к тому месту, тел не обнаружили... Мама очень долго верила, что отец остался жив, ждала возвращения... Когда я уже стала взрослой, начала вести его поиск. В 1979-м году, мы уже жили в Суровикино, пришел ответ от следопытов школы №2 города Прокопьевска. Нам сообщили, что рядовой Пономарев Григорий Саватеевич погиб во время оборонительных боев и похоронен в селе Перекоповка Семилукского района Воронежской области.

В 2000-м году местный военкомат сообщил Людмиле Григорьевне, что имя ее отца увековечено на мемориальной доске.

– Я решила обязательно побывать на месте гибели папы, – продолжает собеседница. – Вместе с дочерью мы прибыли в Перекоповку накануне дня, когда его нестало – 4 октября. Так много людей прониклись к нам, оказали поддержку во всем семье воина, погибшего на их земле. Это было очень трогательно, приятно и, наверное, так, как должно везде быть. Начиная от военного комиссара, главы администрации и заканчивая самыми маленькими жителями села все уделяли внимание нам, расспрашивали о папе. А старожилы, которые застали войну, поделились воспоминаниями о воинах-сибиряках, о том, как солдаты пели под гармонь. Я подумала, что, может быть, они запомнили именно моего отца? Он, как рассказывала мама, очень хорошо пел... Перекоповские бабушки вспоминали, какие тяжелые бои здесь шли. Рассказывали, как собирали в полях останки бойцов, чтобы предать земле... У могилы, где похоронен отец, я опустилась на колени и долго плакала о своем папе, погибшем таким молодым, о маминой тяжелой вдовьей доле, о своем сиротском детстве. Эта поездка была очень важна для меня.

В одном из своих писем семье Григорий Саватеевич Пономарев написал: "Варя, береги эти мои письма!". Супруга следовала этому завету всю жизнь, потом бережно хранила письма уже Людмила Григорьевна. К сожалению, безжалостное время уже стерло некоторые слова в строчках, на сгибах истлела бумага, и не всё можно прочесть. Но дочь погибшего за Родину солдата знает их наизусть – практически не помня отца, она много раз перечитывала его послания семье, каждый раз представляя, каким он был, защитник Отечества, своей семьи, что отдал жизнь за Родину, за будущее своих детей.

– Теперь эти письма – наследие старшего внука подполковника – военного, как и его прадед, – говорит Людмила Григорьевна. – Уверена, он сохранит и передаст потомкам не только эти бесценные листочки, но и все то, что я сама узнала от мамы, а потом передавала своим детям. Важно, чтобы все, у кого есть хоть малейшие знания о родных – участниках Великой Отечественной войны, так же передавали их молодому поколению – это наша общая память о героях, не щадивших себя, благодаря которым страна выстояла в тяжелой схватке с врагом.

Е.Мурзина, наш корр.

Фото из архива Л.Г.Суховольской

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

35