“Совхоз стал нашей жизнью”
Судьба Лидии Александровны Артемовой неразрывно связана с нашим районом, с совхозом «Бурацкий».
В 1960 году по окончании Дубовского сельскохозяйственного техникума молодой специалист, полная надежд и ожиданий, по направлению приехала в Суровикинский район, на свое первое рабочее место. Так получилось, что ее руки и знания нужны были везде: в совхозе «Победа Октября» работала осеменатором КРС, зоотехником, на 3 отделении (в хуторе Ложки) осеменатором овец, позже – бригадиром животноводов. Работа была не из легких, да и животные (коровы, свиньи, овцы, птица) требовали полной самоотдачи.
- Однажды, — вспоминает Лидия Александровна, — не выдержала. Собрала нехитрые пожитки — и айда к маме. В родном хуторе Червленом (Светлоярский район) она осталась одна, тяжело ей справляться с хозяйством, думалось мне тогда, да и скучала сильно.
С такими мыслями забралась Лида на трактор и попрощалась с Бурацким. Но, видно, не судьба — стальной конь застрял в болоте… А судьба была совсем рядом. Вскоре она повстречала — Ивана Артемова, и в 1962 году сыграли свадьбу.
- Иван Федорович по окончании Дубовского ветеринарного техникума работал председателем колхоза в Котельниковском районе, был участником ВДНХа от того же района, — продолжает Лидия Александровна. — Вся его трудовая биография, 45 лет жизни, связана с животноводством. В совхозе «Победа Октября» на первом отделении трудился зоотехником, по окончании школы руководителей кадров при Волгоградском сельхозинституте, который, кстати сказать, я окончила на два года раньше его, Ивана Федоровича направили управляющим 4-го отделения совхоза «Бурацкий».
Там супружеская пара трудилась 5 лет. Нажив двоих детей семья переехала в х.Верхнечирский, где на первом1 отделении Лидия Александровна работала техником, Иван Федорович — управляющим на шестом. Переведясь в «Путь Ленина», глава семьи трудился в должности главного зоотехника, с 1973 по 1990 год в той же должности — в совхозе «Бурацкий», откуда с благодарностями и медалью за доблестный труд ушел на пенсию. В том же 1973 году пара построила свой дом.
- Свиней тогда в совхозе было до 5 тысяч, бычков голов 200, утки, пчелосемьи, — вспоминает Лидия Александровна. — Муж до работы был охочий, не любил небрежности и выполнял все поставленные задачи. Работал так потому, что это нужно было колхозу. Да и большинство в советское время так работали. Особенно тяжелым был труд доярок. Рабочий день у них начинался затемно. В 4 часа утра они спешили на ферму, чтобы подоить коров, но до этого надо было вручную убрать навоз, каждой корове сделать подстилку из соломы, тщательно вымыть вымя, чтобы молоко было чистым, и только затем начиналась дойка, причем вручную. Доили 3 раза в день. А после дойки надо было еще и силос коровам раздать, и разные подкормки, и между кормушками расчистить, убрать навоз в проходах между стойлами, посыпать опилками пол. А механизмов-то на ферме тогда никаких не было. Жизнь «на животе» и в сапогах в любую погоду, в мороз и в ветер, в снег и в дождь. Да, тяжело девчата трудились, каждая из них переживала за свою группу, стремилась, чтобы надои повышались. Потом постепенно начали вводить механическую дойку.
Вот так, изо дня в день, из года в год спешили супруги на свои рабочие места. Параллельно с трудовой жизнью протекала личная: в хозяйстве держали коз, поросят, уток. 20 лет держали коров, вырастили 22 теленка.
- Да вот практически все одна делала, — говорит Лидия Александровна. – И как только успевала?! И рано встать подоить коров, и детей в школу собрать, и мужу приготовить, и стирать, и резать, и щипать, дом, огород, хозяйство (брали подсвинков на откорм), да и служба не ждет.
Лидия Александровна работала лаборантом по молоку, помощником бухгалтера на МТМ, заместителем главбуха, а с 1990 по 1993 (самые тяжелые годы) – диспетчером.
Супружеская пара без малого прожила вместе 55 лет. Уже 3 года, как осталась Лидия Александровна одна, но регулярно навещают ее младший сын да внуки, правнук Тимур, которому исполнилось два годика. В 1916 году приезжал с Украины и старший сын.
- Дети зовут к себе, видят, что силы уже не те, — говорит хозяйка дома, — но пока ноги носят, сама себе хозяйка, и буду жить здесь, в родном хуторе, которому отдала себя без остатка. Полведра угля уже не донесу – стенокардия, но, слава Богу, — говорит она, — соседи хорошие, помогают. А хороший сосед – половина жизни.
- Совхоз стал нашей жизнью, в трудовой биографии было все: и ранние, до зари, подъемы, и бессонные ночи. В то время руки работников села были востребованы всегда и везде. А работали хорошо, колхозы, совхозы гремели! Люди между собой ладили, жили очень дружно, как одна семья. Обидно, что все, что с таким трудом возрождалось и восстанавливалось, рухнуло в одночасье… Деревни, хутора вымирают.
Хочется надеяться, что государство услышит и отреагирует на нынешние проблемы селян, это и будет лучшим признанием заслуг сельских тружеников.
Н.АВРАМОВА, наш корр. Фото автора
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.