Нижнечирская школьница отмечена на межрегиональном молодежном научно-исследовательском конкурсе "Сталинградская битва в истории России".
В этом году конкурс проходил в юбилейный 25-й раз, второй раз на межрегиональном уровне и впервые в формате онлайн! Традиционно организаторами конкурса выступили ГБУ ВО «Волгоградпатриотцентр» при поддержке комитета образования, науки и молодежной политики, ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» и Центр по изучению Сталинградской битвы. Участниками конкурса стали молодые исследователи из Волгоградской, Астраханской, Тамбовской, Ростовской, Самарской областей, а также из Краснодарского края и Республики Калмыкия.
В течение двух дней участники очного конкурса «Сталинградская битва в истории России» выступали с защитой своих проектов. В результате работы семи секций были определены победители и призеры конкурса.
В секции "Поиски и открытия" отмечена в номинации "За упорство и использование технических средств" Валерия Дмитриевна Костина с проектом "Нижне-Чирская школа механизации во время Великой Отечественной войны" (руководитель Наталья Викторовна Солодкова, учитель истории и обществознания).
Изучение данной темы вызвано огромным интересом к раскрытию истории нашего края. Молодое поколение всегда будет с трепетом вспоминать о былом – радостном и прекрасном, трагическом и печальном; оно будет помнить о своих предках, семье, родном доме, деревне, городе. История – это глубинный пласт нашего сознания, составная часть личности.
Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война нарушила работу всей нашей страны. Вмешалась она в жизнь и Нижне -Чирской школы комбайнеров.
Сразу же после объявления всеобщей воинской мобилизации были призваны в Красную Армию двое преподавателей и трое инструкторов производственного обучения. Многие курсанты изъявили желание добровольцами идти на фронт. Но военкомат Нижне-Чирского призывного пункта договорился с директором школы тов. Толстиковым о том, чтобы учащиеся выпускных групп закончили учёбу по сокращенной программе, только затем их отправили на фронт. 1июля 1941 года выпущены последние три группы трактористов и комбайнеров. По решению Нижнечирского райисполкома были срочно открыты в школе комбайнеров месячные курсы трактористов. Набраны две группы девушек, которые начали занятия после выпуска последних групп. Эта мера была крайне необходима. Многих механизаторов призвали на фронт с первых дней объявления мобилизации. С 10 июля в Н-Чирском районе приступили к уборке урожая, который в том историческом году оказался весьма богатый. В процессе работы сразу почувствовался недостаток в механизаторах. Были призваны на уборку для работ на комбайнах и тракторах все преподаватели и инструктора производственного обучения. Необходимо напомнить при этом, что в то время самоходных комбайнов не было. Комбайны "Коммунар" и "СЗК" были прицепные, и для их передвижения по полю требовались тракторы: гусеничный C-60 (к нему прицеплялись 2 комбайна специальной сцепкой) или колесный СТЗ-15/30. Для некоторых комбайнов требовались 2 трактора СТЗ-15/30.
Агрегат из комбайна и 2 тракторов имел малую маневренность и невысокую производительность. Успех работы зависел от опытности трактористов, которых, к сожалению, осталось мало. Лучшим агрегатом в то время считался тот, который состоял из комбайна С-6 с захватом жатки 4,6 метров, и гусеничный трактор СТЗ-НАТИ, но их не хватало, так как эти тракторы тоже отправлялись в армию для транспортных работ. Тем не менее, убирать хлеб надо было, и работы на полях велись днем и ночью. Принимались меры к сокращению сроков уборки. А механизаторов становилось меньше и меньше. Вот теперь пригодились девушки, окончившие курсы трактористов в конце июля 1941г.
После выпуска группы девушек школа прекратила свою работу до 1 октября. Всё трудовое население района было занято уборкой урожая, очисткой зерна на току и отправкой его на элеватор. Основным видом транспорта была упряжка. Вместе с уборкой зерновых готовились к закладке нового урожая – посев озимых, уборка всей соломы с полей, вспашка зяби. С 1 октября начался набор учащихся в новом военном учебном 1941-1942 году. По распоряжению Сталинградского областного управления сельского хозяйства МТС прикрепленных районов направляли в школу людей непризывного возраста. Здесь были главным образом девушки, юноши и мужчины, не подлежащие мобилизации по разным причинам. Обучение нового состава учащихся затруднялось тем, что часть преподавателей и инструкторов были призваны в армию, а также не хватало гусеничных тракторов С–60 и СТЗ–НАТИ, которые школа направила в армию по заданию военкомата. Но, тем не менее, занятия с новым контингентом шли.
17 июля 1942 года немецкое командование, сосредоточив огромные военные силы на южном фронте, прорвав линию обороны советских войск и танковые армии враждебных генералов Клейста и Манштейна пошли на восток в сторону городов Сталинграда и Грозного, с целью захвата Бакинской нефти. На фронтах Отечественной войны появилось новое направление –Сталинградское. Бронированные армады фашистских войск успешно продвигались все дальше и дальше в глубь нашей страны. Враги заняли Донбасс, города Ростов, Краснодар, Ставрополь. Тыловые части советских войск в июне 1942 года стали появляться на правом берегу реки Дон. А вскоре к Дону стал приближаться огневой вал фронта.
В июле 1942 года Нижне-Чирской райком ВКП (б) получил из облисполкома распоряжение «Об эвакуации скота, имущества, средств производства колхоза, МТС, совхозов и других государственных, кооперативных и общественных организаций из районов, расположенных по правому берегу рек Хопра и Дона». Для организации планомерной эвакуации был командирован в Нижне-Чирской район представитель обкома ВКП (б) и исполкома облсовета товарищ Штапаук. Вследствие этого учебная деятельность Нижне-Чирской школы комбайнеров прекращена.
Эвакуацию назначили на 18 июля 1942 года. Директор школы тов. Хлебников, инструктор производственного обучения тов. Седов и ст. бухгалтер тов. Сазонов составили план, в котором указывалось, что необходимо вывезти из школы, что сохранить на месте, чтобы по возвращении можно было снова продолжать свою деятельность.
А пока сотрудники школы получали расчёт, у части из них сняли бронь и призвали в армию. Из школы были эвакуированы трактора СТЗ с прицепными тележками и с погруженными на них продуктами питания, постельными принадлежностями, библиотекой и другим имуществом школы. Путь лежал в Николаевскую школу комбайнеров через Сталинград.
В Калаче была паромная переправа, работала она день и ночь с большим напряжением. На левый берег Дона, в гор. Калач непрерывным потоком шли эвакуированные с Украины, из Ростовской области. Вместе с этими людьми двигались воинские части на переформировку, санитарные машины с ранеными. А на правый берег направлялись новые воинские части с боеприпасами и вооружением. Над Тихим Доном стоял непрерывный шум машин, говор многих сотен людей в гражданской и военной форме. В воздухе слышался гул самолетов наших штурмовиков.
Труден был путь от Калача до Сталинграда. Старший бухгалтер тов. Сазонов про этот путь рассказывал: «Часто движение на дороге останавливалось. Налетали фашистские «стервятники», чтоб бомбить мирных людей – женщин, детей, стариков, раненых, – ехавших в Сталинград, на восток от войны подальше, Добирались до Сталинграда трое суток. На паромной переправе через Волгу скопилось огромное количество машин и повозок. Нам пришлось ждать своей очереди целые сутки, и когда переправились через Волгу на левый берег, стало более спокойно на дорогах. На четвёртый день мы прибыли в слободу Николаевку. Сдали своё имущество в Николаевскую школу комбайнёров. В школе нас зачислили в штат. Я работал бухгалтером по расчётам, тов. Хлебников – представителем, а Седов – инструктором производственного обучения. Николаевка выглядела необычно, хотя фронт от нее был далеко, тем не менее, в слободе было много военных. Там же было много эвакуированных. Лица жителей Николаевки при встрече на улицах имели озабоченность, тревогу и решимость работать, работать так, чтоб обеспечить фронт всем необходимым для разгрома врага».
В июне 1942 г. в Николаевку прибыл писатель Шолохов М.А.: его родная станица Вешенская была занята немцами.
«В это время исторические события развёртывались в ускоренном темпе. После занятия Ростова немецкие части форсировали во многих местах Дон и военные действия развернулись в Задонских степях. Продвижению фашистских армий способствовали железные дороги, ведущие от Ростова на Сталинград. Вскоре гитлеровцы захватили железнодорожные станции Котельниково, Аксай, Жутово, приближаясь к Сталинграду. Двигаясь по правому берегу Дона, немецкие части заняли Тормосин, совхоз «Красная Звезда», ст. Н — Чирскую, железнодорожную ст. Суровикино, ст. Чир и затем город Калач. Фронт подошёл к внешнему обводу укреплений Сталинграда. Гитлеровские воздушные пираты буквально засыпали город фугасными и зажигательными бомбами. Над Сталинградом и его окрестностями уже два месяца стояла сухая жаркая погода, не было ни одного дождя. Сталинград потонул в зареве пожара, окутался дымом и копотью. Огонь возникал повсеместно, горел весь город: ярко, как костры, пылали деревянные строения, огромные клубы дыма и языки пламени возникали над заводами. Горели пристани, подобно действующему вулкану, низвергавшему лаву, полыхали нефтехранилища. Кварталы огромного цветущего города, в котором проживало около 600 тыс. жителей, превращались в развалины, со звоном вылетали стёкла окон. С шумом обрушивались потолочные перекрытия и падали стены. От прямых попаданий бомб, от огня и удушья пожаров под обломками зданий гибли сотни мирных жителей. Потоки горящей нефти и бензина устремлялись к Волге, горела поверхность реки, горели пароходы на Сталинградском рейде. Смрадно горел асфальт улиц и тротуаров мгновенно, как спички, вспыхивали телефонные столбы».
Живя в Николаевке, представители Н-Чирской школы комбайнеров Хлебников, Сазонов и Седов жадно читали сводки Совинформбюро, слушали радио, читали газеты и очень внимательно следили за тем, что происходит в Сталинграде. Они верили, как и весь советский народ, в то, что дальше Волги врага не пустит наша доблестная Советская Армия.
После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом в феврале 1943 года в колхозы и совхозы возвращались эвакуированные люди. Вместе с этим восстанавливалась жизнь в станицах и хуторах. Приступили к работе советские государственные учреждения, сельские советы, районные органы управления.
В марте 1943 года вернулись из эвакуации и работники Н-Чирской школы механизации, которым предстояло выполнить огромную работу, чтобы восстановить деятельность школы. Надо было ее укомплектовать необходимым штатом, создать заново материально-техническую базу для обучения, подготовить служебные и производственные помещения, общежития. Здания школы и дома уцелели. Директор школы Толстиков сумел организовать небольшой школьный коллектив так, что каждый делал свое дело. Инструктора производственного обучения стали собирать трактора из отдельных деталей – их находили где только могли: во дворах, в поле, в лесу. Были составлены письма и разосланы по школам механизации Саратовской, Куйбышевской и других областей с просьбой оказать помощь в комплектовании библиотеки учебниками. Прислали плакаты, учебники по тракторам, комбайнам и с/х машинам. Учебники были старенькими, но это было лучше, чем никак. Областной земельный отдел ОВВО оказывал также большую помощь школе не только финансами, но и материалами и продуктами питания. Силами сотрудников школы отремонтировали помещения, инвентарь в классах – столы, скамьи, классные доски и другое имущество.
Весной после розлива воды, когда река Дон вошла в берега и была налажена переправа через него, инструктор производственного обучения Сойкин Василий Иванович обнаружил в песке какие-то металлические предметы. Начал откапывать находку и, к своему удивлению, обнаружил остатки трактора СТЗ–НАТИ без кабины. Он рассказал директору об этом. Была организована операция по высвобождению трактора из песка. Потребовалось два дня упорного труда. Когда откапывали верхний слой, трактор еще глубже погружался в жидкий песок. Пришлось подкладывать бревно под корпус и раму трактора, потом трактором СТЗ 15/30 вытянули его из песка. Притащили в школу, разобрали, помыли детали, и оказалось, что это почти новый СТЗ–НАТИ, которого в школе не было. И этот трактор потом много лет служил как учебное пособие на практических занятиях.
Летом 1943 года школа получила план набора учащихся. Надо было принять и подготовить 3 группы (90 человек) трактористов, срок обучения 6 месяцев, и 2 группы бригадиров (60 человека), срок обучение 10 месяцев. В МТС механизаторов крайне не хватало. Вскоре из колхозов стали поступать командированные на учебу в школу. Для них было организовано питание в столовой училища – в подвале помещения учебного корпуса.
Весной 1943 года сотрудники школы обрабатывали отведённый участок земли для учебного хозяйства на берегу реки Чир. Были посажены картофель, свекла, капуста, морковь, лук и другие овощи. В поле были посеяны ячмень, просо, пшеница, посажены тыквы. И вот осенью собрали урожай, который пригодился для питания учащихся. На первое готовили суп пшённый или картофельный, иногда добавляли 500 гр. пайкового хлеба, полученного по карточкам в столовой, пекли оладьи из пшеничной муки – с каким удовольствием они съедались с чаем! Питание в столовой было -разовым, платным. Некоторые привозили свои продукты, и питались на квартирах, а в столовую ходили только обедать.
Маршал СССР Г.К.Жуков в книге «Воспоминания и размышления» писал: «Где бы ни находился советский человек – на фронте, в тылу страны, в тылу врага, в фашистских лагерях, – всюду и везде он делал все от него зависящее, чтобы приблизить час победы. И никому не удастся преуменьшить значение военного и трудового подвига советского народа в Великой Отечественной войне!». Массовые подвиги советских людей совершались не только на фронте. Огромный вклад в общее дело освобождения своей Родины внесла молодежь. Трудно переоценить значение помощи тыла в годы Великой Отечественной войны.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.