Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

19.12.2020 10:44 Суббота
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Вкус Победы»

Никто не забыт, и ничто не забыто,

И в жизни течет все своим чередом.

И подвигом вашим то счастье добыто,

От нас, вам достойным, наш низкий поклон.

Семейные посиделки за чаем… Я очень люблю эти тихие семейные вечера, когда бабушка Галя заваривает вкусный чай, в доме пахнет пирогами, вареньем…

Мы собираемся всей нашей большой и дружной семьей… У дедушки Пети есть любимая кружка, из которой он всегда пьет чай. Это обычная алюминиевая кружка, старенькая, местами побитая, её ручка изогнута и поцарапана. Когда я была совсем маленькая, мне иногда было обидно за деда: все пьют чай из красивых чашек, а он – из этой кружки! Однажды я не утерпела и спросила: «Дед, зачем тебе эта старая кружка? Возьми новый красивый бокал!». Дедушка посмотрел на меня внимательно и сказал: «Знаешь, Лерочка, у чая из этой кружки особенный вкус, потому что кружка необычная». И рассказал мне вот такую историю.

В маленьком казачьем хуторе Тары, где родился и вырос мой дед, всегда жили дружно. Всем хутором радовались чему-то хорошему и вместе переживали беды и неудачи земляков. Хутор небольшой, все знали друг друга очень хорошо. Так было всегда. Так было и в далёком 1941 году. Весть о начале войны разделила жизнь хуторян на до и после. Из небольшого хутора на фронт ушли 125 добровольцев, 64 из них уже никогда не вернулись в родные края. А те, кому удалось выжить, до конца жизни вспоминали своих однополчан и ужасы войны. И часто, по ночам, они вновь поднимались в атаку, замерзали в окопах, хоронили друзей… Среди них был и мой прадед Тарасов Михаил Николаевич – папа моего дедушки.

В июне 1941-го Мише Тарасову было всего 16 лет. В районном военкомате ему и его другу сказали, что они ещё не доросли до войны, и в тылу нужна их помощь. Иловлинский район с первых дней превратился в трудовую, госпитальную базу. Нужны были рабочие руки, вчерашние школьники вместе со стариками и женщинами работали на полях, помогали в госпитале.

В 1942 году фронт проходил по территории района. Молодых ребят забрали учиться стрелять, среди них был и Михаил. «Двое суток мы шли пешком до Гусевки Ольховского района. В этом хуторе мы учились стрелять и выполнять различные работы. Потом нас привезли по железной дороге на разъезд Белужкино, а затем в город Фролово. Там я встретил своего земляка и тезку Колесова Михаила. Мы радовались, что воевать будем вместе, вместе будем бить фашистов! Но его отправили в отряд пулемётчиков в Пензенскую область, а меня в Ульяновское училище связи. На прощание мы пили чай из железных кружек и поклялись друг другу, что встретимся после войны и будем пить чай за Победу из этих армейских кружек! Кто же тогда мог подумать, что до Победы ещё три долгих года!» Прадед не любил вспоминать о войне, и эти небольшие рассказы особенно ценны. После окончания радиокурсов его направили на фронт, в 21-ю армию, командиром которой был Иван Михайлович Чистяков. Первое боевое крещение было под Ржевском, потом Невель в Белоруссии. Всю войну прадед был связистом. В его обязанности входило точно передать сообщения, собранные разведчиками, вовремя услышать позывные и поддерживать связь. Закончил боевые действия в Литве, в городе Шауляе, в 1944 году. Свой последний бой он помнил всю жизнь, и каждый раз при рассказе о тех событиях его голос дрожал, выдавая, какой ценой даются эти воспоминания. «Как много их, друзей хороших, лежать осталось в темноте…» — это там, в городе Шауляе в 1944 году после внезапного налета немецких бомбардировщиков от здания штаба остались одни руины. «От прямого попадания бомбы в разные стороны летели тела погибших. Там…40 человек сразу погибли, в одну минуту, были … и нет», — вспоминал прадед. Там он получил ранение, потом был госпиталь.

3 мая 1945 года прадед вернулся домой, в родные Тары. Сколько же горя принесла война в маленький хутор! Всю войну он помнил про клятву, данную земляку при расставании. Сейчас, после пережитого, она казалась милым наивным напоминанием из жизни молодого паренька, еще не пережившего всех ужасов войны. Было одно желание встретиться с тезкой, и был страх, что этой встречи может никогда не быть! Как же он был счастлив, когда Миша Колесов вернулся с фронта в Тары! Конечно, была встреча, были слезы радости, были воспоминания и был самый главный тост «За Победу!»

Дедушка замолчал. А я всё сидела и думала. Я знаю войну по фильмам и книжкам, когда умер мой прадед, мне было всего 2 года. Я помню его по фотографиям. Вот они с прабабушкой Лизой и с моим дедушкой, а на другой фотографии он уже с моей мамой и тётей, своими внучками. И везде у него очень внимательный и добрый взгляд. Пережив ужасы войны, он всегда ценил мир и жизнь. Говорил, что надо радоваться всему, что есть: солнцу, мирному небу!

А кружка… кружка эта прошла с прадедом всю войну, вместе с ним вернулась домой. Моя мама рассказывала, что когда она была маленькая, дедушка Миша говорил, что из этой кружки чай самый сладкий. И правда, вкус у чая из этой кружки особенный! Он сладкий-сладкий, но с горчинкой. Это вкус Победы! Теперь я тоже люблю пить чай из этой кружки. Самой — самой красивой кружки на свете!

В. Терещенко, ученица Нижнечирской СОШ (рук. И.П.Бацманова)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

16