Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

15.12.2021 10:58 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Их детство пришлось на военное лихолетье

Встреча детей войны с подрастающим поколением суровикинцев в день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в историко-краеведческом музее несколько лет назад. Нина Лаврентьевна Тормосина – третья справа

Голод, холод, бомбежки, месяцы оккупации… Рассказывая о тех страшных событиях, именно эти моменты чаще других вспоминают дети войны. А ведь это было начало их жизни, время знакомства с миром. Несмотря ни на что, выжили, выстояли, учились и работали, вносили свой вклад в восстановление и развитие страны, трудились на благо людей и Родины.

Два года назад на базе Суровикинского историко-краеведческого музея была создана местная организация, объединившая детей войны района. А в этом году впервые начали вручать памятные медали тем, кто, будучи ребенком, пережил Великую Отечественную. 10 человек ее уже получили, еще пятерым медаль передадут в 79-ю годовщину освобождения Суровикино от немецкой оккупации.

Одна из тех, кто станет обладателем памятной медали в знаменательную дату, – Нина Лаврентьевна Тормосина. Она родилась в 1942-м году в хуторе Глухомановском Ростовской области. Отец ушел на фронт, приписав себе лишний год, отправилась защищать Родину и старшая сестренка, а Нина Лаврентьевна и еще трое братьев и сестер оказались в оккупации. Конечно, сама ничего о том времени не помнит, знает, как все было, из рассказов мамы.

– Фашисты, когда пришли, выгнали нас из нашего флигелька в летнюю плетеную кухнешку, – поделилась Нина Лаврентьевна. – Пока было тепло – терпимо, а осенью замерзать стали. Когда совсем невмоготу стало, мама решилась все-таки обратиться к одному из их начальников, и он сжалился, разрешил нам занять уголок в своем же доме, где уже враги расположились. Мама рассказывала, что до ужаса боялась, когда кто-то из детей вставал ночью по нужде – в комнате солдаты лежали вповалку, и идти приходилось чуть ли не по спящим. Страшно представить, что бы было, если бы ребенок все-таки наступил на кого-то или задел – застрелили бы на месте. А еще один эпизод рассказывали: началась бомбежка, дети постарше побежали в погреб, мама со мной на руках – следом. И со страху, что сейчас погибнет и она, и ребенок, просто кинула меня туда с мыслью, что пусть хоть дите выживет. Когда все стихло, старшие вышли, спрашивают у нее, где я есть, а она так испугалась, что даже не помнит, куда меня дела. Потом сестренка нашла – я прямо в кадушку попала, а рядом камень-гнет. Как не убилась? Наверное, хорошо была в материны тряпки-юбки замотана (пеленок-то никаких не было). Досталось моему поколению и после войны. Папа вернулся с фронта, но полученные ранения и болезни не дали долго пожить – его не стало уже в 1949-м. А они с мамой еще троих успели родить. Всего нас у мамы восемь осталось на руках. После шестого класса я в колхоз пошла работать дояркой – мама заболела, а маленьких надо чем-то кормить. Но все выросли, встали на ноги. Сейчас нас только трое сестер осталось, и мы друг друга очень ценим, любим – благодаря друг другу ведь и выжили.

Нина Лаврентьевна 55 лет назад переехала в Суровикино. Работала на молочно-консервном заводе, на нефтебазе – общий стаж 40 лет. Трудилась хорошо, за что отмечена грамотами, благодарностями, трижды была на выставке ВДНХ в Москве, обладатель ордена Трудовой Славы. Прибавится к ним теперь и медаль «Дети войны» – не награда, скромный знак памяти.

Е.Мурзина.

Фотография предоставлена Суровикинским историко-краеведческим музеем

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

16