Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

13.02.2021 15:30 Суббота
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

По законам военного братства

П.П.Кибардин справа в первом ряду

Среди тех, кто оказался в самом пекле афганской войны, были и суровикинцы, тогда молодые ребята, безусые мальчишки, имевшие за плечами школьный курс начальной военной подготовки и полугодовой «учебки» в армии. Сегодня наши земляки делятся воспоминаниями о тех событиях.

С.Л.Толстолетов справа

Для Сергея Толстолетова служебная командировка в Афганскую республику началась в январе 1983 года.

– Я всегда хотел служить в армии, – говорит Сергей Леонидович, – ведь наше поколение выросло на фильмах и книгах о подвигах героев Великой Отечественной войны. Поэтому и поступил в Камышинское высшее военное строительное командное училище. По окончании учебы (в 1981 году) отправился по месту назначения службы прямо на границу с Афганистаном — в г.Кушку (Туркмения). Достопримечательность этого населённого пункта — большой белокаменный крест. «Дальше Кушки не пошлют, меньше взвода не дадут» – пословица, бытовавшая тогда в Советской Армии. Кушка — закрытый для посторонних город, самая южная точка СССР, пустынное место, «где кончается география», от него начиналась бетонная кольцевая дорога к афганским городам Герату, Шинданду и Кандагару. Температура летом зашкаливает за +40 градусов, а в январе – за –20.

В 1983 году наш пограничный контингент перевели на территорию ДРА. Продолжилась служба в г.Хайратон в должности помощника начальника штаба. Пока не построили городок, жили в палатках, не обращая внимания на палящее солнце, варанов, скорпионов и змей – пустыня, что тут скажешь…

С местными жителями не контактировали. Выполняя задания начштаба, часто приходилось бывать в Кабуле. Не раз колона попадала в засаду. Помню, душманы открыли такой шквальный огонь, что пришлось выбираться через дверцу водителя. Однажды с г.Пули-Хумри пришлось лететь на борту афганского самолета, думал, живым не выйду… Тяжело приходилось, были нападения на часть, за два года службы у нас пропало 5 человек, от болезней (малярии, желтухи, тифа) умерло 8 бойцов. Именно там, в Афганистане, я узнал, что такое настоящая дружба и взаимовыручка. Осознал всю ценность человеческой жизни. Часто писал жене, которая родила мне дочурку.

Переслужив 2 месяца, в 1985-ом прибыл на Родину, а в 1987-ом в звании старшего лейтенанта ушел в запас. Вскоре родился сын, который хотел пойти по моим стопам, но, видно, не судьба.

Семья Толстолетовых в Суровикино переехала в 1992 году. Сейчас Сергей Леонидович находится на заслуженном отдыхе. Все эти годы помнит он неписаный закон воинского братства – своих не бросать.

Твердо уверен Сергей Леонидович, что долг свой правильно и с честью выполнил, за это не стыдно и сейчас. А еще — мечтает собрать однополчан, которые живут по разным странам СНГ.

Петр Петрович Кибардин жил и рос в хуторе Пещеровском, откуда в 1984 году его призвали для прохождения воинской службы.

- С ноября по май учебка в Ашхабаде. Потом отправили, как тогда говорили, «за речку» — в Афганистан. Служить довелось в 149-м Гвардейском Краснознаменном ордена Красной Звезды Ченстоховском мотострелковом полку 201-й дивизии. Сначала было интересно, страха не было, он пришел потом, после первых боестолкновений и потерь, — говорит Петр Петрович. – Я был командиром отделения. Мы выполняли боевые задачи, как самостоятельно, так и тесно взаимодействуя c разведывательным батальоном, пехотными дивизиями, другими частями и соединениями афганской армии. Оцепляли районы боевых действий, сопровождали транспортные колонны с материальными ресурсами. Помимо того, что наши машины попадали в засады и нещадно расстреливались, они часто подрывались на минах. В одной из операций я чудом остался жив: моя БМП подорвалась на мине, установленной душманами, от избыточного давления я получил контузию и баротравму уха, некоторое время пробыл в госпитале и снова вернулся в строй. Но на душе было очень тяжело: оторванные от родных мест, в чужой стране гибли, получали увечья наши ребята — узбеки, таджики, туркмены, украинцы, белорусы. До сих пор перед глазами лицо убитого товарища… — сделав паузу, продолжил: — Родители не сразу узнали, где я служил, только спустя некоторое время стали догадываться по письмам.

В феврале 1987 года, переслужив 3 месяца, демобилизовался. После длительной, тревожной разлуки радостная встреча с родней героя, на груди которого красовались медали «За боевые заслуги» и «От благодарного афганского народа». От счастья, что остался жив и не покалечен, плакали все. Правда, первых два года спать спокойно не мог, особенно во время грозы… Вскакивал мокрым от пота.

После службы бывший афганец поступил в техникум, по окончании которого женился. Один за другим у супругов появились дети – трое сыновей. «Дай только Бог, чтобы и в нашей семье, и в нашей стране больше никто никогда не воевал», — сказал, завершая беседу, Петр Петрович.

Н.АВРАМОВА, наш корр.

Фото из архивов воинов-интернационалистов

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

37