Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

26.04.2022 09:33 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Помнить об этом важно молодым суровикинцам

26 апреля 1986 года произошла одна из крупнейших техногенных катастроф – авария на Чернобыльской атомной электростанции.

Огромное количество людей приняли участие в ликвидации ее последствий, в том числе и наши земляки – 53 человека. 

Один из участников тех далеких событий –Александр Петрович Солуянов, который уже много лет руководит районной организацией «Союз Чернобыль». На ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС был направлен в декабре 1986-го года.

– В ночь принесли повестку, а утром уже надо было явиться в военкомат, – вспоминает Александр Петрович. – Мне было 29 лет, только женился, дочке еще года нет.

Александр Петрович тогда жил в Калаче-на-Дону, хотя родился и вырос, учился в Суровикино, поэтому знакомых среди тех 200 жителей области, которых набрали на ликвидацию последствий аварии, было много.

– Нас направили в Гумрак, где выдали форму, оттуда – на Жлобин, – рассказывает Александр Петрович. – Здесь прошли «курс молодого бойца»: хотя мы все уже отслужили в армии, о радиации, работе с приборами обучили дополнительно.

Александр Петрович признается, что о Чернобыле, конечно, к тому моменту уже стало известно, и они прекрасно понимали, что, если сегодня не остановят распространение радиации, беда может прийти и в их дома.

– Был случай, что на сборном пункте один медработник нам прямо говорил: получится – не езжайте туда. Как это скажется на здоровье, никто не знает. А как не поедешь? Дома маленькая дочь, которую хотелось защитить, уберечь.

После Жлобина ликвидаторов аварии направили в 30-километровую зону, в село Корогод, где был поставлен палаточный лагерь (15 км от ЧАЭС). Отсюда возили на работу «к печке», как выражается А.П.Солуянов: восстанавливали железнодорожные пути, сопровождали составы с отходами.

– Что удивительно, – делится Александр Петрович, – нутром чувствовали, понимали, что «старуха с косой» рядом, но молодость все равно брала свое: верили, что пройдет мимо, нас не тронет. А вообще, сама обстановка очень давила. Выходишь к деревне: домики стоят аккуратные, вокруг лес, снегом все усыпано, солнышко ярко светит – красота, казалось бы… Да только ни из одной трубы не идет дымок, нет нигде ни единого следа и не слышно ни единого звука – не то что домашних животных, которые обязательно бы замычали, залаяли, закудахтали, но и даже птиц в лесу. Мертвая тишина. Раньше в книжках читал и не понимал, как это, думал, для красного словца. А она, правда, бывает. Это жутко.

О радиации А.П.Солуянов говорит: конечно, ее не видно, не слышно, единственное, как ощущали – странный неприятный привкус во рту.

– Месяца через полтора ночью нам на смену привезли ребят из Рязани, – продолжает Александр Петрович. – Огромные сильные парни поражали и восхищали своей мощью – сам не маленький, но им по плечо был. Они фляги с водой как банки трехлитровые поднимали. А сейчас, много лет спустя, понимаю: какой генофонд загубила эта авария. У нас ведь многие после участия в ликвидации так и не решились больше заводить детей, в том числе и я.

Вернувшись домой, Александр Петрович снова стал трудиться на прежнем месте. Только после поездки полтора-два рабочих месяца сменялись тем же сроком в больнице.

– Первые «звоночки» – головные боли начались уже через две недели, к лету обнаружили гастрит, появилось давление, – вспоминает он. – Когда первый раз заговорили о том, что надо оформляться на группу, возмутился: «Какая группа? Мне 30 лет!». Но в 90-х все-таки пришлось сдаться.

Потом Александр Петрович решил вернуться в Суровикино, поближе к родителям. Здесь возглавил районную организацию «Союз Чернобыль», которая признавалась областью лучшей в 2016-м году, отмечалась за работу по патриотическому воспитанию, активное участие в общественной жизни и т.д. Много лет «Союз Чернобыль» сотрудничает с районным историко-краеведческим музеем, образовательными и спортивными учреждениями. Часто проходят встречи с подрастающим поколением, организуются соревнования, приуроченные к значимым датам, проводятся обязательно митинги в памятные дни. Запланированы мероприятия и в этом году.

– У нас в организации практически каждый имеет награды, – завершает разговор Александр Петрович. – Трое награждены орденом Мужества, девять отмечены «За заслуги перед Отечеством», двое – «За спасение погибавших», есть две медали от МЧС, по одной – от Патриарха Кирилла и сына Маресьева. Так что суровикинские участники ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции – хороший пример для молодежи. Обязательно стараемся с ребятами быть искренними во время бесед, говорить честно и о страхах, и о тех мыслях, которые заставляли достойно вынести предназначенное нам испытание. Ни один из нас не любит это вспоминать, не любит выступать, как и наши отцы-ветераны Великой Отечественной войны не любили, но это нужно, важно. Не нам нужно, а тем, кому еще предстоит, в случае чего, встать на защиту Родины.

Е.Мурзина, наш корр.

Фото из архива Суровикинского районного историко-краеведческого музея.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

26