Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

11.05.2022 09:45 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Я ждал! Я жду… Я не хочу исчезнуть без следа…»

Особая тема в истории ВОВ – военнопленные и пропавшие без вести. О ней удобнее промолчать.

Мой дед пропал в июле 1943-го. Даты пропажи, устанавливаемые военкоматом после войны, чаще всего были условными. О судьбе маминого отца Александрина Василия Андреевича 1907 г.р. я так ничего и не узнала, даже обратившись в архивы. «Пилотка – комсостава ВВС, гимнастерка, летняя полевая форма младшего командира, но без знаков отличия», — так проконсультировал его военное фото опытный поисковик Константин Борисович Стрельбицкий на форуме «Поискового движения России». О чем дед думал в последние минуты своей жизни? Где покоится его прах? В процессе поиска на сайте ОБД «Мемориал» мне встретился немецкий документ – карта русского военнопленного, однофамильца и односельчанина моего деда Александрина Андрея Савельевича 1912 г.р. В ней записаны метрические данные, место службы, адрес родственников, есть фотография. Этот снимок лишил меня покоя. Периодически я возвращалась к нему снова и снова. Но почему? Осознала это не сразу, но открывшаяся история словно вернула меня в то страшное время и заставила рассказать ее, чтобы помнили.

Среди многих фото наших пленных, которые просматривала ранее, это выделялось особо – глаза человека были закрыты, взгляд виновато и безысходно потуплен. Даже пальцы рук, обреченно сжимавшие картонку с лагерным номером, говорили о его физических и духовных муках. «А вдруг мой дедушка намеренно изменил свои сведения, попав в плен, чтобы не причинить плохих последствий своей семье?» – посещали меня самые нелепые и неправдоподобные мысли. Ведь кто такой «пропавший без вести»? Тот, который после прекращения письменной связи спустя 3 месяца не объявился. Тот, кто ранен или убит, но в ходе отступления остался на поле боя, и нет показаний сослуживцев о его смерти. Часто останки погибших невозможно было опознать. «Доставлен трупом, данные отсутствуют», – таких в книгах умерших в госпиталях записывали «неизвестный». Пропавшие без вести могли оказаться в плену вследствие контузии, отравления в газовой атаке. В случае освобождения из плена нашими частями, попав в фильтрационный армейский полк для проверки, боец с трудом мог доказать свою невиновность. Пропавший без вести автоматически становился предателем, изменником Родины, лишался ранее выданных орденов и медалей. Его семье было не положено пособие по потере кормильца, могли и выселить из служебной квартиры. «А вдруг он добровольно сдался в плен и служил во власовцах или полицаях, или дезертировал?». Но не по своей воле люди попадали в окружение, уничтожались целые армии, дивизии в ходе кровопролитных боев сокращались вплоть до расформирования.

Я попыталась узнать о судьбе военнопленного с фото, тем более что имя его родственницы, записанное в немецкой анкете, были необычным – Калистра. Спросила у своей тети, помнит ли она такую женщину в хуторе? Помнит! Тетя Шура рассказала, где стоял ее флигелек, что после войны жила она одна, не вернулись с фронта ее солдаты. В послевоенном донесении Кагановичского РВК о потерях Калистра записана матерью у Александрина Михаила Савельевича 1924 г.р., строкою выше Александрин Андрей Савельевич 1912 г.р. (именно тот пленный с фото). Значит, они – братья. И Калистра приходится матерью и Андрею? Полной неожиданностью для меня стало известие тети о том, что кто-то из этих братьев – ее крестный. Неужели она, в ту пору 4-летний ребенок, могла это помнить? Ее мать (моя бабушка) рассказывала маленькой Шуре об этом. Зато 83-летняя тетушка отлично помнила игрушку, которую сделал и подарил ей крестный – круглый деревянный шар, в котором что-то катается и гремит. Голос тети задрожал от воспоминания о лихолетье, в глазах стояли слезы: «Не спрашивай меня больше о войне, папка-то наш пропал на ней, проклятой».

И оба брата Александрины пропали, Андрей Савельевич – в августе 1942-го, Михаил – в сентябре 1943-го. Что скрывается за этими скупыми строками в Книге Памяти Волгоградской области? Оба родились в х.Добринке Кагановичского р-на Сталинградской области. До войны Андрей работал в колхозе «Пролетарий». По мобилизации призван военкоматом в 1941 г. Служить попал в 1163 стрелковый полк 345 стрелковой дивизии пулеметчиком.

Из истории 345 с.д. (сайт «rkkwwii.ru» – сформирована в сентябре-октябре 1941 г. в Северо-Осетинской и Дагестанской АССР, дислоцировалась в г.Дербенте. В действующую армию поступила 1.12.1941 г., обороняла Черноморское побережье. В конце декабря была переброшена из Туапсе теплоходами в Севастополь в составе 9955 человек. 1163 полк переправлялся на теплоходе «Серов».

Сайт «proza-ru.turbopages.org», Татьяна Тупик: «Бывший боец 345 с.д. Марченко Леонид Ильич вспоминал: «Прибыли мы в Туапсе, где погрузились на 4 транспорта, и в сопровождении 23 боевых единиц различного водоизмещения, на которых было размещено большинство 79-й морской бригады под командованием полковника Потапова, отправились к пункту назначения. Через 2 суток прибыли в Северную бухту Севастополя. Как только пришвартовались транспорты к пристани, была дана команда живой силе (с корабля на бал) в атаку. Немцы наседали с большой силой и оттесняли слабые силы защитников почти до бухты вдоль Симферопольского шоссе. Но высаженные с кораблей 79-я мор.бр. и 345-я с.д. свежими силами, в большом количестве, хотя и обстрелянных войск, пошли в атаку и через сутки достигли железнодорожного полотна в районе Мекензиевых гор. В составе других частей 345-я дивизия сражалась против 11-й армии Майнштейна, но к вечеру 28 декабря, неся большие потери, вынуждена была отступить. После успешной высадки наших войск в районе Керчи немцы оставили свои позиции и отошли на несколько км севернее. Новое наступление Севастопольского укрепрайона началось 27 февраля 1942 г., главный удар наносился 25-й и 345-й с.д. в направлении Зиланкой, чтобы перерезать дорогу на Бахчисарай-Балаклава. Наши части продвинулись на главном направлении на 2-3 км. 1 марта противник наносит ответный удар и берет в кольцо вырвавшиеся вперед подразделения 345-й с.д. К 15 часам 1 марта связь с 1-м и 2-м батальонами 345-й с.д. была потеряна. На выручку окруженцам высылают два отряда по 60 человек. 3 марта враг возобновляет атаку, но некоторым нашим бойцам все-таки удается прорваться к своим частям. К 17 часам 3 марта 1942 г. немцы докладывают об уничтожении группы, взятой в кольцо, и пленении 724 человек. К концу марта 345-ю с.д. выводят в резерв, а в начале июля начинается последний штурм Севастополя врагом. В бой вводят 2 полка 345-й с.д. Личный состав их почти полностью погиб, защищая крепость на Черном море. Дивизию расформировали 30 июня 1942 г., архивы ее не сохранились. Севастополь пал 3 июля 1942 г., и у пропавших там без вести такая же дата пропажи практически у всех. Мало кто уцелел из принявших на себя штурм города. Они не только погибли в боях. Подавляющее большинство из тех, кто до этой даты дожил, не были эвакуированы. Они были оставлены на милость немцев. Кто-то бился до последнего вздоха, а кто-то попал в плен, потому что не было уже ни сил, ни патронов. Все это я не придумала сама, просто скомпоновала взятое в интернете, чтобы понять трудный путь нашего земляка, ведь все эти воспоминания очевидцев и исследования историков и неравнодушных людей есть в доступе.

Александрин Андрей пленен 03.07.1942 у Севастополя раненым (указано в карте военнопленного).

«…Для него начался путь, на котором он каждую минуту мог быть убит просто так, из-за озлобленности немцев на жестокое сопротивление севастопольцев. Мог умереть от голода и издевательств в одном из мест содержания пленных. Мог погибнуть при разминировании, был такой способ у немцев. Военнопленный Н.Н.Александрин из 109-й с.д. вспоминал, как из лагеря, где содержалось около 4500 наших, он в числе 200 человек был взят на разминирование минных полей в районе Мекензиевых гор. После такого разминирования, когда они шеренгой по 100 человек на расстоянии между каждым в 1-1,5 метра с палками-щупами в руках шли по минному полю, следом шла вторая шеренга, в живых осталось человек 16. Получивших ранение при взрыве мин пристреливали».

(voenspez.ru): … «там, под Севастополем, наш земляк выжил и был направлен в Германию. Регистрацию на территории Рейха он прошел в лагере военнопленных для рядового и сержантского состава – каталог VC Оффербург (город на земле Баден-Вюртемберг, расположенный в 20 км юго-восточнее Страсбурга, в окрестностях реки Рейн). Лагерь VC был базовым. В нем военнопленных принимали и ставили на учет, там находилась администрация, склады с питанием и обмундированием, была и санчасть. В нем Андрею Савельевичу присвоили номер 69547. Такой номер оказался не единственным (в каждом лагере была своя нумерация), я нашла еще двух человек с таким же, что говорит о размерах фашистского геноцида, и это если учитывать, что документы некоторых пленных были уничтожены. В каталоге формировались рабочие команды, в которых военнопленные проводили основную массу времени. 20.10.1942 года Александрина направили в команду №15-й транспортный эшелон форт «Кронпринц» (сейчас форт Foch/Фох – один из системных фортов, построенных немцами в 19 веке вокруг французского города Страсбург, вошедшего в состав немецкого рейха после немецко-французской войны 1870-1871 г). Эти крепости использовались в 1918-1945 г. как лагеря военнопленных.

4.11.1942 г. Андрея переводят в рабочую команду 3016 Стейнселц (переводится как «каменная соль»). Это деревня в 50 км от Страсбурга, где когда-то были соляные копи. Возможно, пленные выполняли там сельхозработы.

10.11.1942 г. – доставлен в лазарет Страсбурга, а 30.11.1942 г. он умер в состоянии истощения при слабом (низком) кровообращении. 6 месяцев плена и никакой надежды увидеть родную Добринку. Труп был передан в морг гражданского госпиталя в том же городе, но даже над бездыханным телом эти нелюди продолжали глумиться. Вот как это выяснилось.

Рафаэль Толедано из Страсбурга исследовал тему злодеяний фашистов и нашел в городских архивах списки имен советских военнопленных, чьи тела были направлены в анатомичку Страсбурга. Он написал статью и прислал ее петербургскому шахматисту Евгению Александровичу Соложенкину, который искал копии персональных карт этих людей на ОБД «Мемориал» (электронная база оцифрованных документов военного времени в Центральном архиве Минобороны РФ в Подольске). Соложенкин сначала разыскивал пропавшего в войну родственника, а потом считал своим долгом вернуть имена наших солдат на родину. Дело в том, что некоторые буквы в ФИО пленных соотечественников были искажены. Сначала данные писали немцы, потом их переводили русские, даже одна буква могла многое изменить. У нашего Андрея была написано место рождения – Добронка, а район Когановский, и фамилию Alexandrin, переводя с немецкого на русский можно сделать совсем иной. Благодаря Р.Толедано, Е.А.Соложенкину и многим неравнодушным французам и русским эти пленные не остались без вести пропавшими, родственники узнали об их нелегкой судьбе, так как русские фамилии были тщательно выверены и уточнены.

Узнал Толедано и другое, исследуя направление больничной сферы, особенно работы Рейхуниверситета Страсбурга в области заразных заболеваний. С ноября 1941 по ноябрь 1944 г. анатомическим институтом новообразованного университета Страсбурга руководил нацистский анатомист Август Хирт. Он известен в связи с ужасными медицинскими опытами, которые проводил в годы войны (анатомическая коллекция скелетов и черепов евреев, опыты с удушающим газом – ипритом). Также он обеспечивал обучение анатомии студентам на медфакультете. 29 июня 1942 г. Хирт запросил госпиталь военнопленных (лазарет) в Страсбурге направлять ему трупы, так как ему не хватало тел для своих курсов препарирования. Толедано опрашивал бывших студентов, которые утверждали, что на курсе был избыток трупов (один на шесть человек дважды в семестр), по виду славян. Возможно, после использования их на курсе анатомии останки сжигались в крематории Робертсо (Северное кладбище Страсбурга). Необходимо пояснить, почему исследованиям Хирта был дан «зеленый свет». С вступлением Германии в войну на передний план среди разработок «Аненербс» (организация по изучению традиций, истории и наследия нордической расы) была выдвинута программа антропологических и других исследований. Люди в качестве подопытных материалов поступали для этого из лагерей смерти и госпиталей военнопленных. Одним из них был Александрин Андрей Савельевич. Есть список советских военнопленных на сайте voenspez.ru, первоначально захороненных в урнах, впоследствии перезахороненных в братскую могилу, в которых покоится 206 человек, прошедших анатомичку Августа Хирта. Могила находится на Carre Russe (на Южном кладбище) в районе Нейхор (в ней и покоится прах Андрея) г.Страсбурга (сейчас он французский). В Нюрнберге судили фашистских преступников, но Хирта среди них не было.

Наш земляк увековечен в виртуальном некрологе Севастополя (tombs.sevastopol.ry>prisoners).

Его брат Михаил 1924 г.р. последнюю весть прислал с адреса «nnc34576 «б», учтен пропавшим без вести в донесении Кагановичского РВК в сентябре 1943 г. Призван совсем еще мальчишкой. По справочнику войсковых частей – полевых почт («солдат.ру») полевая почта 34576 – это 167 опаб (отдельный пулеметный артиллерийский батальон) 116 УП (укрепрайона). С начала 1943-го по сентябрь 1943 г. 116 УК входил в состав Южного фронта. Судьба Михаила Савельевича неизвестна. Выяснила только, что 167 опаб в сентябре 1943-го сражался в районе Мелитополя Запорожской области УССР.

Многие сейчас считают: ну какой смысл «копаться» в прошлом, иногда буквально отрывая в земле останки погибших в этой войне? Ведь прошло столько лет и ход истории не остановить. Я теперь знаю, почему так не отпускал меня тот военнопленный с фотографии в немецкой картотеке. С того снимка он безмолвно просил, чтоб о нем не забыли на родине, не забыли ту жестокую войну.

«…Я ждал! Я жду…Я не хочу остаться ненайденным, исчезнув без следа…» – строки волгоградца Юрия Беледина как крик всех без вести пропавших. Вдруг и мой дедушка когда-нибудь даст весточку о себе?

Е.Шестернина, г.Калач-на-Дону

Согласно книге призванных из Кагановичского военкомата Александрин Андрей Савельевич 1912 г.р. призван 01.11.1941 г ( получены сведения из нашего военкомата)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

127