Я всё время ищу себе какие-то приключения
Перед началом нового учебного года корреспондент «Зари» встретился с Юлией Александриной – нашей землячкой и студенткой Волгоградского медуниверситета, проект которой был признан одним из лучших и получил грант конкурса Росмолодёжи. Материал об этом вышел 3 августа, а сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с этой интересной девушкой – отличницей, молодым и перспективным учёным, и просто красавицей.
– Юля, объясни, пожалуйста, свой выбор. Почему ты поступила в медицинский университет?
– Решение поступать в медуниверситет было не спонтанным, а вполне себе осознанным – выбор сделала ещё в школе, благо перед глазами были люди, с которых хотелось брать пример. Есть у меня двоюродная сестра – врач-стоматолог. Она вот защитила кандидатскую работу. Мои обе бабушки также учились в медицинском, одна из них ветеран Великой Отечественной войны. Поэтому, когда стал выбор между юриспруденцией и медициной, то стало понятно, что медицина мне как-то значительно ближе и больше нравится. Готовиться начала за три года до поступления.
– Поводом для нашей встречи стала победа твоего проекта в конкурсе «Росмолодёжь. Гранты» и твоя научная деятельность. Сегодня увлечение наукой достаточно редкое явление, да и преподаватель ВолГУ, проект которой также получил грант конкурса, с сожалением говорила на фестивале, что студентов надо уговариватьзаниматься научной работой.
– Да нет, меня никто не уговаривал. Всё получилось случайно, но оказалось очень интересно. Дело было в конце первого курса, на кафедре анатомии мы восстанавливали старые анатомические препараты, мне досталась матка с эмбрионом. На следующей неделе в университете была запланирована конференция, посвящённая 120-летию известного волгоградского анатома Сергея Николаевича Касаткина, и преподаватель предложила принять в ней участие. Я быстро сделала свою первую научную работу и представила её на конференции. Я всё это хорошо помню ещё и потому, что тогда познакомилась со своей лучшей подругой и своим лучшим соавтором. И вот с тех пор, на протяжении уже двух лет – с мая первого курса – мы пишем наши работы вместе.
– Твой проект, завоевавший грант конкурса, был посвящён проблеме СПИДа. Чем тебя привлекла эта тема?
– На втором курсе я заинтересовалась профилактической медициной, а именно вопросами репродуктивного здоровья молодежи. Научный руководитель предложил эту тему, мы подумали и стали проводить исследования среди студентов нашего вуза, среди студентов всех университетов Волгограда. И выяснили, что очень малый процент людей вообще понимает, что это такое, откуда берётся, как передаётся, и как не заразиться. А когда стали проводить более углублённое исследование среди всех наших курсов и факультетов, то процент ожидаемых знаний вообще не был достигнут. Получилось, что студенты лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов, которые в большей степени контактируют с людьми, заражёнными ВИЧ-инфекцией, знают о синдроме приобретенного иммунодефицита меньше, чем, например, психологи, которые вообще с биологическими жидкостями не контактируют. В общем, знания оказались не очень, и я решила, здесь есть над чем работать.
– А какую ты планируешь получить специальность?
– Я учусь на лечебном факультете, когда закончу специалитет, получу диплом врача-лечебника, далее буду поступать в ординатуру по узкой направленности, на текущий момент планирую выбрать онкологию.
– Сосредоточиться ты всё-таки собираешься на клинической или научной деятельности?
– Планирую совмещать и то, и другое: для меня наука без клиники или клиника без науки абсолютно невозможны. На текущий момент я имею статус студента-исследователя, а получить статус молодого учёного я смогу лишь после специалитета, как только получу свою специализацию как врач.
– Ты рассказала о своей первой научной работе, наша газета и областные СМИ сообщили об успехе твоего проекта. А с каким научным багажом ты перешла на четвертый курс медуниверситета?
– На текущий момент у меня написано 14 научных работ на разных кафедрах, и я олимпиадник по патологической анатомии. За эти достижения мне и вручили билет студента-исследователя.
– А практику ты где проходишь?
– Два года в госпитале ветеранов войн, а в этом году – на восьмой подстанции «Скорой медицинской помощи».
– И как впечатления от практической работы?
– Всё отлично, очень нравится.
– Нравится? То есть с профессией ты не ошиблась?
– Нет, не ошиблась, медицина – это на тысячу процентов моё, правда!
– А где планируешь работать?
– Ну, тут уже как получится, на текущий момент пытаюсь устроиться на кафедру лаборантом.
– То есть хочешь остаться в медуниверситете?
– Да, хочу преподавать и заниматься клинической практикой.
– В клинике № 1 Волгоградского государственного медицинского университета?
– Нет, почему? У нас же много больниц, выбор большой. Тем более многие – это наши клинические базы.
– Вообще все?
– Практически, да, это все наши базы. Мы учимся в больницах от Красноармейского до Тракторного, где у нас вообще новый симуляционный центр. Основные это 25-я больница «Скорой помощи» и 1-я областная. В каждой больнице есть учебные комнаты, где с нами серьёзно занимаются преподаватели.
– Это чем-то похоже на занятия в школе?
– Нет. В школе не было понимания ценности получаемых знаний.С учёбой проблем не было и тогда, но лучше всего оценки были по предметам учителей, которые нравились просто по-человечески. Осознанно, как сейчас, я занималась только с репетиторами. Ходила к Н.Н.Конкиной, готовилась к профильной математике, мне её не надо было сдавать – просто мозги тренировала. Папа в своё время занимался со мной и привил к ней особую любовь.
Школу закончила с двумя четвёрками и, честно говоря, очень плохо сдала ЕГЭ. Поступила на платное отделение медицинского университета и уже на первом курсе стала отличницей. Было трудно, потому что знаний не хватало, латынь тогда ещё не знали, а её с нас очень сильно требовали на анатомии. Нет базы – а без неё невозможно учить остальное, приходилось заучивать материал большими объёмами. Плюс непрофильные предметы: математика, информатика, истории — очень много было… Но на втором курсе за отличную учёбу меня перевели на бюджетное отделение.
– Клиповое мышление плюс школа, которая даёт не все необходимые знания… А вот как учиться-то потом, в вузе, где и темпы обучения, и нагрузки значительно выше?
– Первоначально это просто зубрёжка, от этого никак не уйти: зубрежка была, есть и будет. Биохимия, физиология, анатомия органов… Зубришь, а потом приходит понимание, знания приходят в какую-то систему. В неё, когда знаешь и понимаешь норму, отлично встраиваются патофизиология — это мой самый любимый предмет, и патанатомия — тоже самый любимый мой предмет, это основа всех болезней. Правда есть ещё фармакология… Её никак не понять логикой, там только всё зубрить.
– То есть по профилю у тебя вообще проблем нет?
– Клинические предметы – мои любимые, это самое лучшее, что может быть. Анатомию вообще обожаю, я победитель Олимпиад как раз по патологической физиологии и по патологической анатомии.
– Можешь понятно объяснить, о чём речь?
– Патологическая физиология – это процессы жизнедеятельности, которые проходят не в норме, при нарушениях. А патологическая анатомия — это о том, как органы меняются при заболеваниях. Можно сказать, что это самая база, основа изучения всех заболеваний.
– То есть успеха в вузе можно добиться и не с самыми хорошими школьными оценками, если ты упорно учишься да ещё и увлечён этой учебой?
– Мой пример, а я все три года в университете отличница, Вас убедит?
– Мама довольна?
– Конечно, довольна.Часто слышу от неё, что она мною гордится. Мама первая узнает о всех планах, мероприятиях, победах и поражениях. Она моя главная поддержка и опора во всём.
– Какие у тебя ближайшие планы?
– Сначала поездка на неделю в самаркандскую научную летнюю школу – наш университет отправляет туда двух студентов. С октября у меня начинается реализация проекта, выигравшего грант. Уже сейчас начинаем подготовку к нему, потому что до марта надо всё завершить.
– Грант чисто образовательный? Цель именно просвещение?
– Да, чисто просвещение. Планируются лекции, кинопоказ, дебаты и интеллектуальная игра. Всё это надо подготовить, снять и смонтировать видео… Работа предстоит большая, ведь ещё надо учесть, что у современной молодёжи клиповое мышление, а читать сейчас особо никто не любит. Придется подбирать формат, чтобы информация врезалась в память, отложилась в ней, а также разрабатывать критерии и методы оценки эффективности нашей работы.
– Юля, а что ты можешь посоветовать молодым студентам?
–Учитесь! Ставьте цель и делайте то, что нравится. И всё. Правда. Я на первом курсе слишком увлеклась тем, что нагоняла, закрывала пробелы в образовании. Упустила много интересного и очень жалею об этом. Потом на втором курсе я полностью погрузилась в то, что мне нравится и интересно, в то, чем я хочу заниматься. В принципе, наш университет нацелен на то, чтобы поддерживать активную молодежь: организуются всякие проекты, проводятся конкурсы. Наш проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности Загребин Валерий Леонидович нас приглашает и предлагает во всём участвовать, помогает с проектами. У нас есть летний лагерь, там я познакомилась с социальным проектированием. Свой самый первый проект я написала именно там, с ним же заняла первое место в лагере. И в последующем уже оттуда эта школа «Против Стигмы» родилась.На текущий год я вхожу в ТОП-100 студентов-медиков России. Всё возможно, стоит только захотеть… и приложить усилия.
– То есть на первом курсе ты осматривалась, а потом…
– Да, потом поняла: учёба – это лишь часть студенческой жизни, ещё есть молодежная политика, дающая возможности выбирать и проявлять себя в самых разных направлениях деятельности. И это реально круто. Те же гранты – сейчас есть очень много платформ, где можно участвовать в разных конкурсах и получать поддержку на реализацию своих идей и проектов. Я грант получила от Росмолодёжи, выдающей ещё и микрогранты, есть университетские гранты, есть Фонд содействия инновациям…
Если, например, говорить о «Тавриде», то это фестиваль молодого многонационального искусства. Там очень много творческих людей: есть театральное отделение, кино, танцы, спортсмены и даже молодые учёные. Все подают туда заявки со своим портфолио, и, если они прошли, то данные передают в комитет по поддержке молодёжных инициатив.
В принципе, вся молодежная политика направлена на поощрение и поддержку здоровой студенческой активности.
– Вся эта активность не отвлекает от учёбы и работы?
– Если правильно расставлены приоритеты, то только помогает (смеётся). Я – медиа-специалист, в университете уже два года работаю видеографом и СММ-менеджером. Снимаю в университете видеоматериал и дома сама его монтирую. Являюсь секретарём клуба интеллектуальных игр ВолгГМУ «МЕДиУМ»: организуем игры на разные темы в разном формате, например, игра «Что? Где? Когда?», причём не только по медицинской тематике. Я и сама играю, являюсь капитаном команды, победившей в весеннем сезоне 2023 года. Такая себе вполне организаторская, административная должность.
Если говорить именно о своих личных увлечениях, то на спорт времени не хватает, фильмы смотрю, занимаюсь рукоделием и рисую.
– Так ты ещё и художник? Где-то училась?
– Ещё в Суровикино, ходила в студию при ДК «Юность». Сейчас нигде не учусь, рисую акрилом на холстах просто для себя.
– А фильмы какие нравятся больше?
– Ужастики, триллеры, комедии.
– Я думал, тебе хватает впечатлений и эмоций.
– Отдыхать, отвлекаться иногда тоже надо. Есть такое явление как профессиональное выгорание. И у студентов такое бывает, и у меня было… Когда слишком много на себя берёшь, его не избежать. Чтобы этого не было, чтобы люди не жаловались на чёрствость врачей, надо четко разделять работу и свою жизнь. Мы не должны пахать постоянно и не должны приносить работу домой. И надо отдыхать, тогда и выгорания не будет. Вот я и стараюсь переключаться.
– Юля, а у тебя есть какая-то цель? Ради чего ты пошла в медицинский, ради чего ты сейчас занимаешься научной деятельностью?
– Если говорить о каком-то дальнем будущем, то я, конечно, хочу стать онкологом. Говорят, что не все доживают до своей онкологии, ведь онкология — это несовершенство нашей биологической системы как человека. Есть мутации, есть сбои систем. Рак не одинаковый в разных органах, даже в одном органе он может быть совсем разный. И у него разное клеточное строение, разные мутации. И нет универсального такого препарата, который может вылечить весь рак.Тут есть над чем работать.
А если взять другое направление моей деятельности – профилактическую медицину, мне хочется добиться, чтобы ВИЧ не существовал в принципе.
– То есть твоя цель ликвидировать онкологию и ВИЧ?
– Я знаю, что с диагнозом ВИЧ и СПИД люди тоже живут. Те больные, кто регулярно наблюдается у инфекциониста, кто принимает терапию и следит за своим здоровьем, тоже нормально живут. К сожалению, современная медицина не может ни ВИЧ, ни рак полностью вылечить. Речь идёт не о лечении человека, а о поддержании качества жизни. Это разные вещи.
– С задачами ты не стесняешься…
– Натура такая – я всё время себе какие-то приключения ищу. К тому же это жутко интересно и на сто, на тысячу процентов – моё. И, конечно, хочется просто помогать людям. В память о папе…Он мечтал, чтобы я стала врачом, к сожалению, он этого никогда не увидит и не узнает ничего о моих победах и достижениях, но я верю, что он где-то рядом и наблюдает за всеми моими приключениями в пути становления врачом.
– Вот уже и заголовок нашёлся. Спасибо за интересный разговор, искренне желаю успеха в реализации твоих идей и планов. Думаю, в этом меня поддержат многие читатели нашей газеты. Могу я рассчитывать на эксклюзивное интервью о новых достижениях?
– Договорились!
Николай Панчишкин, наш корр.
Фото из архива Юлии Александриной
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.