Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

20.05.2019 15:11 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Помочь стать успешным

Сегодняшняя российская школа обращена в будущее. Но наше сегодняшнее не всегда понятно: многие семьи живут неблагополучно, многие не уделяют должного внимания обучению и воспитанию детей из-за субъективных причин и объективного социально-экономического положения в стране, которое ведет к социальному расслоению, снижению уровня воспитанности детей. Было бы правильнее сказать, что школа обращена в «неопределенное будущее». А школа здесь и всегда, рост ребенка здесь и сейчас. Поэтому педагоги ставят перед собой как стратегическую задачу «образ результата», который позволяет организовать общее действие команды школы на перевод из неопределенного будущего в конкретный результат в виде успешности каждого ученика.

И учителя, и родители понимают, что при недостаточном количестве учителей, преобладании педагогов возраста 45-60 лет школы больше не могут уклоняться от ответственности за плохое качество работы. Как-то в разговоре родители заявили: раньше учились, и не было рейтингов, какая школа работает плохо, какая хорошо и зачем хорошо, лишь бы ходили в школу. Да, сегодня в стране не осталось ни одной школы, за жизнью которой нельзя было бы понаблюдать через ее каналы информационной открытости (сайт, форумы, обсуждение в социальных сетях.) Причем все мы хотим, чтобы было всё хорошо.

Почему сегодня много детей учится плохо? Виновата и семья, и школа. То обстоятельство, что многие из наших детей не любят ее и покидают необученными, доказывает, что нам еще предстоит научиться тому, как учить наших детей хорошо.

Кто из родителей знает и использует тот факт, что ребенок сразу после рождения и до четырех-пяти лет усваивает знания обо всем, что его окружает, с такой скоростью, которой он уже никогда не может достичь в течение остальной жизни. От шести до десяти лет ребенок еще может развиваться быстро, если только ему не мешают. Кроме того, определенную школу обучения дети проходят с помощью взрослых — через их поведение, речь, одобрение или осуждение. А когда родителям заниматься детьми? Одни работают на семи работах, другие, напротив, живут праздно, в свое удовольствие. Мне практически каждый день приходится вести разговоры с родителями по поводу поведения детей, многие не видят своей вины, а только плохо говорят о школе.

В школах же программы требуют быстрого усвоения знаний, давления и напряжения на ученика, предполагается, что учеба – это тяжкий труд. В некоторых странах меньше внимания уделяется быстрому обучению, но зато главное значение придается прочности знаний. Американцы считают, что система образования помогает детям понимать, что они заучивают. Арабская и японская система обучения придают меньше значения логике и обучению. В американской культуре главное внимание уделяется активности ученика (к чему сейчас стремятся и в российских школах – к деятельному подходу). Японские же учителя даже водят руку ученика во время урока. Одни приучают усвоить новые знания на наглядных примерах, другие на «зубрежке». В действительности же очень трудно учить ученика, когда нет помощи от родителей, когда так часто проходят эксперименты в обучении.

Сегодня ученики российской школы сдают ЕГЭ. Трудно понять, чего в нем больше — плюсов или минусов. В основе ЕГЭ заложены сомнения в честности и объективности тех, кто учит и кто учится, и тех, кто принимает результаты учебы при поступлении в вузы.

Плюс ЕГЭ в том, что он способен влиять на формирование условного рефлекса к честности (т. к. ЕГЭ — прозрачная процедура, однозначные запреты, равные условия в участии). Плюс ЕГЭ и в том, что этот результат проявляется за пределами школы и измеряется личным или совокупным социальным коэффициентом успешности, то есть ученик готов к жизни, труду, переучиванию, достижению жизненного успеха.

Минус, что за натаскиванием к экзамену гибнут любовь к чтению, письму, к размышлению, поиску смыслов. Минусы и в том, что хорошо сдавшие его ученики уезжают из родного города. Но и в наших малых городах нужны грамотные предприниматели, сознательные рабочие, просто граждане, любящие свой край, готовые прикладывать усилия к его развитию. Для отдельных ребят, которые хотят вырваться из размеренного ритма жизни, открываются большие перспективы.

Лозунг «Сделаем жизнь в городе лучше — меньше будут уезжать» не оправдывает себя. Эту «лучшую жизнь» нужно делать для кого-то и с кем-то, а если дома приучают, что главное – сдать ЕГЭ и уехать, то с таким настроением лучшей жизни «здесь» не построить.

Школа – оживленный перекресток логики и эмоций. С одной стороны, здесь напряжённо учатся и учат решать интеллектуальные задачи, использовать строгий язык науки. С другой стороны — каждый школьный уголок с утра до вечера переполняется огорчениями и радостями, улаживаются конфликты, утешают обиженного, волнуются перед выступлениями. Недавно у нас проходил «День науки», где обучающие 9-х классов защищали проекты. Я присутствовала на секции, посвященной социальным проблемам. Сколько интересных идей было предложено по совершенствованию работы учебного заведения!

В школе есть место игре, свободе, любви, развитию. Но нет конкуренции. Мы должны научить детей выходить за рамки профессии, науки, смотреть на проблему с разных сторон. Мы учим детей обсуждать вопросы, на которые не существует однозначных ответов, пытаемся рассмотреть нестандартные задачи с позиции нескольких наук. Конечно, один урок не решает задачи развития метапредметных компетенций; важен факт взаимодействия предметов, возможность диалога, широкого взгляда на мир.

Какие проблемы плохо влияют на школу?

1) Двоемыслие: все-таки у нынешних детей существуют «двойные стандарты», думать можно что угодно, а говорить только то, что положено. Это плохо.

2) Желание «стучать». Многие родители, сталкиваясь с теми или иными проблемами, вместо того, чтобы думать вместе со школой, как помочь ребенку, предпочитают написать жалобу в какую-либо инстанцию.

3) «Страх» – страх говорить, придумывать, спрашивать, пробовать. Учителя и ученики скованы страхом сделать что-то не так.

Развитые люди отличаются от неразвитых не наличием знаний как таковых, а наличием целостной картины мира, и не важно, сколько в ней знаний. Если она целостная, она сама себя заполнит в нужный момент. Происходит постоянное обновление, что и есть содержание жизни взрослого.

Итак, откроем «тайну голого короля»: основная задача образования – помочь ученику сформировать собственную целостную картину мира. Известный исследователь Д. Хекмон сформулировал 5 личностных характеристик, способных привести человека к жизненному успеху: самоконтроль, открытость опыту, способность взаимодействовать с окружающими и умение планировать и быть настойчивым. В этом списке и речи нет о скорости чтения или счета. Он говорит больше о ценности себя, определенном отношении к себе и миру, о предельно общих умениях. Поэтому, как показывает мировой опыт, усердное вложение в дошкольное и школьное образование окупаются сторицей.

Ключевая характеристика нашего поколения – «цифра». Оно живет в социальных сетях. Конечно, есть положительное в многопользовательских онлайн-играх: дети учатся уважать чужую жизнь, виртуальную собственность, сотрудничать, вместе решать проблемы, совместно работать с проектами. Минус — это психическое здоровье детей, уход от реальной жизни, что ведет к депрессии и агрессии. И здесь участвовать должны и родители, и учителя, должны увидеть это и идти на диалог с ребенком.

Заканчивается учебный год, скоро будет сдача ОГЭ и ЕГЭ, выпускные вечера и новая жизнь. Я желаю своим ученикам идти вперед, добиваться жизненного успеха, быть патриотами. А своим дорогим педагогам желаю здоровья, любви к своим детям и умения лавировать в трудном образовательном экспериментальном пространстве, выбирая приёмы, помогающие детям в достижении успеха в их жизненном пространстве.

Н. Чернова, директор МКОУ СОШ № 3,

заслуженный учитель РФ

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

19