Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

10.05.2020 08:12 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Когда память жива

Совсем недавно мы закончили публиковать в нашей газете материал из книги «Ишим-Суровикино: дорогами памяти», рассказывающий о боевом пути 229-й стрелковой дивизии, почти полностью уничтоженной в наших степях. Удивительно, но примерно в это же время поисковый отряд «Обелиск» под руководством Валерия Владимировича Чувилева обнаружил большое захоронение солдат погибшей дивизии, сделанное в роковые летние дни 1942-го года, о которых рассказывалось в материале. Мы выезжали на место раскопок, еще не зная, сколько бойцов найдено и откуда были призваны павшие. Теперь же, после проведенной работы, Валерий Владимирович с большой долей уверенности говорит о том, что это воины 229-й стрелковой дивизии…

К месту, где обнаружили захоронение, нас проводил один из участников отряда – сами просто бы не нашли эту крошечную точку. Вокруг голая степь – вблизи ни хуторов, ни дорог, только в нескольких километрах ниже река. Из примет – балочка и три дубка. О них еще двадцать лет назад рассказывал поисковикам один из старожилов района, бывший в годы войны свидетелем того, как хоронили погибших. Валерий Владимирович вместе с отрядом не раз проходил здесь, пытаясь обнаружить эту братскую могилу. И в 2003-м удалось найти разрозненно лежащие останки шестерых солдат, только в самой балке. Решили, что старик ошибся либо захоронение было не таким крупным, как ему запомнилось в юношестве. Но поисковые работы, конечно, не прекратили. В преддверии 75-летия Великой Победы большая братская могила все-таки была обнаружена – уже много лет спустя, как не стало и того дедушки-свидетеля массового захоронения бойцов.

– У нас были распределены квадраты для обследования после окончания Вахты Памяти в прошлом году – для разведки, – рассказал Валерий Владимирович, – и уже поздней осенью Николай Антонович Карагичев обнаружил несколько предположительных мест, где нужно было попробовать копать. Весна выдалась ранняя, и как только позволила погода, вышли в поле. Конечно, холодно и земля еще сырая, клеклая, останки уже не в очень хорошем состоянии и их тяжело эксгумировать и зачищать, но решили копать.

Когда корреспонденты газеты оказались на месте раскопок, поисковики зачищали первый слой. Работа это кропотливая, долгая – лопатой уже не покопаешь, и землю аккуратно снимают ножами, чтобы не повредить находки, бережно окапывают руками самые маленькие, но самые важные из найденных предметов – смертные медальоны, в которых может еще сохраниться записка с данными погибшего бойца. Они и позволили определить, что здесь захоронены воины 229-ой стрелковой дивизии.

– Именно у них были эбонитовые медальоны с ушками, – оттирая остатки грунта с одной из только что обнаруженных капсул, пояснил Валерий Владимирович. Вместе с бойцами лежат саперные лопатки, стеклянные (!!!) фляжки, личные вещи: ложки, ножи. У одного из бойцов находят значок ГТО…

В верхнем слое поисковики насчитали 14 бойцов.

– Большое захоронение. Первый раз за все время моей поисковой работы, – говорит Валерий Владимирович. – Дай Бог, чтобы нашлось как можно больше солдат – скорее всего они числятся без вести пропавшими и семьи ничего не знают об их судьбе.

Прозвучавшие слова исполняются. За первым слоем в яме поисковики обнаруживают еще 12 останков. Из 26-ти у девяти при себе эбонитовые медальоны (только один раздробленный – может, взрывом, может, во время захоронения), у двух «ладанки» – медальоны из оцинкованной жести образца 25-го года (к сожалению, все разрушились).

– Надо было это раньше делать, – сетует Валерий Владимирович. – Если бы после войны хотя бы половину перезахоронили, сейчас бы вообще и вопрос не стоял, надо ли их поднимать или уж не тревожить... А ведь дома их ждали… Не представляете, насколько важно родственникам погибших узнать, что они никуда не убежали с поля боя, в плен не сдались. А ведь их здесь тысячи… Сейчас не поздно их искать, но очень тяжело. Появилась более совершенная аппаратура, но тех, кто видел это, кто помнил о событиях почти 80-летней давности, уже не осталось, поэтому и подсказать нам, где искать, некому…

Раскопки в поле сейчас уже не ведутся, но поисковики продолжают работу в другом формате: расшифровывают записки, в которых читается лишь часть информации о бойце, ищут данные в архивах, пытаются отыскать родных, чтобы в год 75-летия Победы хотя бы еще одна семья узнала о том, где и как погиб их близкий человек.

– Надеемся, что в этом году получится поднять еще бойцов, – делится Валерий Владимирович. – Даже если они останутся безымянными, будут, как положено, преданы земле, а это уже много значит: не забыты, не брошены в поле и память о них действительно жива в сердцах благодарных потомков.

Е.Мурзина, наш корр.

Фото автора и из архива поискового отряда

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

27