Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

09.06.2021 21:29 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Биология — наука о жизни»

Интервью с учителем высшей категории СОШ №2 г.Суровикино

Т.А. Ястребовой

Задача учителя — не просто передать знания, а научить подрастающее поколение учиться, ведь этот навык будет необходим на протяжении всей сознательной жизни, считает Татьяна Анатольевна.

- Как началась Ваша педагогическая деятельность? Почему выбрали именно этот путь?

- Я сама выпускница этой школы. Классным руководителем у нас была учитель биологии, а в последующие годы директор школы Людмила Павловна Кузнецова. Она всегда очень хорошо и доходчиво объясняла свой предмет, старалась не просто подать материал, но увлечь. С тех самых пор я влюбилась в химию и биологию, участвовала в различных олимпиадах, занимала призовые места. Очень нравились эти предметы, настолько, что по окончании школы оказалась перед выбором: куда поступать — в пединститут или медицинский. В итоге остановилась на педагогическом. После его окончания 4 года преподавала в Волгограде в СОШ №12, а с 1999-го вот уже 22 года работаю в родной школе, преподаю биологию.

- Для чего вообще современному человеку биологические знания, зачем этот предмет изучать в школе?

- Биология — наука о жизни. Без изучения природы, частью которой является человек, трудно выжить, даже в современном технически развитом мире. Сфера применения биологических знаний обширна. Это и наука, и медицина, и сельское хозяйство, спорт, быт. Школьный курс биологии может рассказать вам о строении и жизнедеятельности живого организма, в том числе и человеческого, познакомить с правилами здорового образа жизни и профилактики заболеваний, научить отличать безопасные организмы от опасных и, что немаловажно, любить и оберегать природу. Уроки биологии могут заложить фундамент вашей будущей профессии. К слову, коронавирус показал, насколько важна и востребована может быть медицина. Мои выпускники разных лет связали свой жизненный путь с медициной. Если подсчитать всех моих учеников — медиков, то можно уже открывать свою клинику или же больницу. Ковалев Алексей, Рябцева Марина, Капустина Женя, Колесова Юлия, Барыкина Катя, Михайлушкин Коля, Исаенко Катя, Ибрагимов Дима, Бирюкова Настя, Гребенкина Наталья, Кожокарь Оксана, Тормосин Игорь закончили медицинские вузы и успешно работают врачами в различных медицинских учреждениях. Чередниченко Денис, Анатолий Колесников заканчивают свое обучение. И это неполный список. Еще много ребят закончили или обучаются в медицинских колледжах. И в нашей ЦРБ, и в Волгограде, в аптеках работают мои выпускники. Много ребят благодарят, пишут, заезжают, приходят. Работают не только медсестрами и врачами, среди них есть и учителя, и ветеринары, и спортсмены, психологи, логопеды. Моя ученица Тупикова (Лобанова) Анна работает в СОШ №3 учителем биологии и химии, Соловьева (Дядюра) Ирина – психолог и учитель биологии в нашей школе, Давиденко (Сиволобова) Ирина- логопед по специальности тоже в нашей школе, Иванов Кирилл заканчивает вуз, по специальности “учитель биологии и химии”. Катя Александрина преподает в ВолГМУ, Шерстюгина Маша – в ВолГАУ.

- У Вас ведь тоже есть свои победы, не так ли? Вы — победитель конкурса лучших учителей России.

- Раньше большинство людей переставали учиться, когда выпускались из института, но в 21 веке образование становится непрерывным процессом. Сейчас, чтобы быть востребованным, необходимо постоянно повышать квалификацию, самосовершенствоваться и учиться, хороший учитель учится всю свою жизнь. Но нужно не только учиться, но и добиваться результатов. Собственно, это и привело меня к таким успехам. В 2009 году я выиграла грант Президента РФ, в 2016 году стала победителем районного конкурса «Учитель года», в 2020 году в составе команды из учителей нашей школы защищала честь района на региональном турнире муниципальных учительских клубов «Лучшее от лучших: на пути к профессиональному успеху», где мы стали победителями. Участвовала в различных конкурсах профессионального мастерства и фестивалях, являюсь руководителем МО учителей биологии и химии района, а также школьной инновационной площадки «Создание единой модели школы непрерывного экологического воспитания», в этом направлении мы тесно сотрудничаем с ВолГУ, курирует нас профессор, заведующая кафедрой экологии и природопользования Елена Анатольевна Иванцова.

- Какими достижениями своих учеников Вы гордитесь?

- Самое большое удовлетворение приносят не оценки, а психологические и социальные успехи ребёнка. Поэтому для меня победа, когда я вижу, что после наших занятий в глазах ребёнка загорается огонёк познания, он начинает верить в себя, не боится отвечать на вопросы, задаёт свои. Очень горжусь, что работы моих ребят печатались в сборниках научных работ ВолГУ, ВолГАУ, ВГПУ. Они принимают участие в конференциях, научных чтениях. Ежегодно мои ученики становятся победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по биологии. В 2018 году Василий Варламов стал призером регионального этапа ВсОШ по биологии. На протяжении 7 лет команда нашей школы «Торнадо» и все желающие принимают участие в открытом межрегиональном социально-экологическом проекте «Зелёный марш», который состоит из отдельных направлений: творческих конкурсов, просветительско-познавательных мероприятий, социально-экологических акций и интеллектуально-игровой программы и подразумевает большое количество конкурсов в течение круглого года. Руководим этой работой я и учитель химии и биологии Тамара Павловна Агапова. В течение 6 последних лет команда была победителем и призером проекта. В этом году дебютировал третий состав команды. Есть успехи и в отдельных конкурсах: Юлия Громова и Элина Фомичева – победители межрегионального конкурса «Эко-перо», Мария Короткова – победитель межрегионального конкурса «Свой взгляд», Алина Мамбетова – призер межрегионального конкурса «Живое слово», Данил Герасименко – победитель межрегионального конкурса «Эко-стоп», Михаил Гейнрих – победитель областной олимпиады «Через тернии к звездам!». Кроме того, они – волонтеры, добровольцы. Ежегодно мы организовываем месячник по экологии «Зеленая планета», в течение которого проводим акции «Собери бумагу — спаси дерево!», «Каждому скворцу по дворцу!», «Берегите первоцветы», «Саженец», «Поддержи зеленого!» и т.д., конкурсы стихов и рисунков о живой природе, викторины. Большую поддержку в нашей работе оказывает администрация школы: директор Елена Анатольевна Серебрякова и завучи. Наш неизменный помощник – библиотекарь – Вера Николаевна Чудина. Своей деятельностью мы охватываем всю школу, участвуют практически все дети. Так что с каждым годом копилка наград и добрых дел наших детей пополняется. Это ли не гордость?!

- Каким, на Ваш взгляд, должен быть идеальный ученик?

- В такой тяжелый век, уверена, доброта играет очень большую роль. Можно говорить и об ответственности, дисциплинированности. Когда ребенок идет на контакт, он тебя видит и слышит – хочется работать. Ребенок воспринимает тебя как друга, товарища. С большинством ребят, которых обучаю, у меня складываются доверительные отношения. Любимчиков нет, но есть любимые классы. Конечно же, это мой дорогой и любимый 9В, где я являюсь классным руководителем. Хочу отметить и наших выпускников — 11 А класс, это мои волонтеры, экологи и просто хорошие люди.

- Приемлете ли Вы формы дистанционного обучения и какие «фишки» используете, чтобы заинтересовать детей на уроке?

- Какие-то формы да, но полностью – нет. Очное образование никто и ничто не заменит. На самом деле, на дистанционке очень тяжело, я, например, работала с утра до ночи. Урок разрабатывала по алгоритму, включая презентации, видеофрагменты, видеоролики, тесты-онлайн. Работы было очень много. На учителя, конечно, нагрузка колоссальная, да и за ребятами, за их выполнением заданий контроль был просто тотальный, это зона их ответственности, проверка их самостоятельности. И здесь очень многое зависит от самих детей и от того, насколько они умеют сами выполнять задания. Я довольно неплохо владею компьютером и современными методиками преподавания. Побуждаю детей самостоятельно добывать знания, разрабатываю алгоритмы, как этого добиться, особенно начиная с маленьких, пытаюсь объяснить каждое слово и действие.

- Какой девиз у Вас по жизни?

- Никогда не опускать руки.

- Зачастую родители жалуются, что сегодняшняя школа не предоставляет знаний, необходимых для поступления в вузы.

- Школа предоставляет базовые знания, школа к ЕГЭ не готовит. Основная задача школы и учителя по ФГОС – научить ребенка добывать знания, используя разные источники информации, развивать умение работать самостоятельно, добиваться поставленной цели. Если этому он научится, то успешно подготовится и сдаст ЕГЭ.

- Что бы Вы хотели пожелать детям и родителям?

- Ребятам пожелаю просто стараться. Ведь для освоения базового курса по биологии не нужны суперспособности — достаточно желания. Если вы будете внимательно слушать, делать записи во время занятий и задавать вопросы всякий раз, когда что-нибудь непонятно, у вас обязательно всё получится. Вступая во взрослую жизнь, поставьте перед собой цель и всякий раз оглядывайтесь на неё: «Всё ли я сделал, что мог? Приблизился ли я к своей цели?». А родителям желаю верить в своих детей и поддерживать на каждом этапе обучения и их жизни.

Н.АВРАМОВА,

наш корр.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

2