Как разговорить молчуна
Востребованность специалистов в области логопедии неуклонно возрастает с каждым днём. Ведь ежегодно детей, которые поздно начинают говорить или не хотят учиться речи вообще, становится все больше. Причин этому достаточное количество. Специалисты утверждают: несмотря на то, что каждый отдельный случай имеет свою конкретную проблему, в большинстве с детьми необходимо проводить комплексную коррекционную работу. А отсутствие речи у малыша должно насторожить родителей уже в раннем возрасте. Как правильно взрослым вести себя с «молчуном» и к каким специалистам обращаться за помощью, корреспонденты выясняли у детского психолога, учителя-логопеда Юлии Рамазановой.
- Ко мне за квалифицированной помощью часто обращаются родители, у чьих детей задержка речевого развития, заикание и т.д., иногда приходят, когда ребенку уже больше 4-5 лет. В этом возрасте уже намного сложнее помочь ребенку. И путь его реабилитации или лечения будет гораздо длиннее. Чем раньше с ребенком начать заниматься, тем быстрее и проще добиться первых результатов. Я с уверенностью могу сказать как детский психолог и как учитель-логопед: если у вашего малыша в 2,5 года нет фразовой речи (слово + слово), то нужно обратиться за консультацией сразу к нескольким специалистам. В первую очередь к неврологу, логопеду, психологу.
Невролог – врач, его задача – правильно поставить диагноз и назначить соответствующее лечение. К моему большому сожалению, врачи направляют заниматься ребенка к логопеду, минуя психолога. Половина из них — это дети, с которыми логопед сразу не сможет заниматься, так как:
1. У ребенка нет речи совсем или он «малоговорящий».
2. Ребенок неусидчивый.
3. Ребенок не выполняет простые инструкции (открой рот, покажи язык и т.д.).
4. Ребенок замкнутый (неконтактный – сидит и молчит).
В большинстве случаев необходима комплексная коррекционная работа.
Что же включает в себя логопедическое обследование:
- Обследование состояния артикуляционного аппарата ребенка – логопед проверяет состояние прикуса, подъязычной уздечки; смотрит на состояние и движение губ, языка, мягкого неба
- Обследование понимания речи ребенком
- Обследование самостоятельной речи
- Обследование звукопроизношения
- Обследование фонематического слуха – логопед смотрит, может ли ребенок на слух различать схожие по звучанию звуки речи.
Психолог смотрит и определяет степень интеллектуального развития ребенка. Обследует состояние внимания, памяти и мышления и определяет предпосылки развития речи.
Психолог оценивает:
- Состояние эмоционально-волевой сферы;
- Пространственно-конструктивный праксис – способность запомнить и воспроизвести какое-либо действие, например: нарисовать и вылепить что-либо;
- Владеет ли ребенок навыками самообслуживания – умеет ли сам мыть руки и одеваться;
- Смотрит на то, как ребенок умеет играть, как взаимодействует со взрослыми и детьми.
Конечно, каждый случай индивидуален, но рекомендации в целом будут общие.
Почаще играйте вместе с малышом. Во время игры с малышом посвятите все свое внимание ему. Читайте ребенку книги, рассказывайте стихи и пойте вместе песенки. Лучше, если это будут знакомые и любимые стихи, песни и книжки. Избегайте искаженных слов, не сюсюкайте, говорите правильно. В первое время можно использовать звукоподражание, при этом говорите, например: «Это кошка. Кошка говорит «мяу». Опускайтесь на уровень с ребенком. Следите, чтобы во время общения ваше лицо было на одном уровне с его лицом, тогда малыш будет видеть, как вы говорите. Называйте предметы, изображенные на рисунках, и просите малыша показывать их, особенно тогда, когда читаете ребенку. Не упускайте случая назвать любой заинтересовавший ребенка предмет. Не говорите быстро, говорите простые фразы и короткие инструкции для того, чтобы ребенок смог понять то, что вы сказали.
Возьмите за правило рассказывать все, что вы вместе видите и делаете, а также то, что делаете вы сами и другие члены семьи. Для своих слов используйте простые по слоговой структуре слова.
Когда о чем-то просите ребенка, используйте не сложные инструкции. Например: «Дай куклу», «Брось мяч».
Развивайте мелкую моторику ребенка для этого: чтение потешек и коротких детских стишков сопровождайте движениями, играйте в пальчиковые игры, лепите из теста и пластилина, рисуйте карандашами и красками, собирайте мозаику, создавайте сенсорные коробочки разного наполнения и т.д. И главное — любите своего ребенка, отмечайте и радуйтесь любым его достижениям и не забывайте хвалить.
Подготовила
М.ДАВЫДОВА,
наш корр.
Фото из архива
Ю. Рамазановой
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.