Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

12.04.2022 12:29 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Жемчужина земли суровикинской

Путешествуя по стране, можно увидеть десятки заброшенных и забытых храмов, где зловеще свистит, поднимая многолетнюю пыль, лишь ветер… Тяжелое зрелище, не правда ли? А ведь не так давно в них возносились искренние молитвы прихожан… Думаю, если постоять тихонечко, закрыв глаза, и прислушаться, то, наверное, их можно услышать и даже прочувствовать песнопения клироса.

Каждый храм – это история, история места и тех людей, которые его строили и в нем молились. Имеет свою богатую и, к счастью, не столь трагичную историю и церковь святых апостолов Петра и Павла, что в станице Нижнечирской.

Согласно историческим данным, она была построена, как церковь единоверческая, в 1896 году. По усердию и на средства прихожан вместо деревянного молитвенного дома, построенного в 1874 году, появился однопрестольный храм из красного кирпича, крытый железом и с деревянной оградой вокруг. Архитектура здания имеет крестообразную форму, вместительная. Согласно церковным ведомостям за 1903 год, в станице проживало казаков-единоверцев – 471 и 69 человек иногородних, всего – 540. Возведением храма занимался священник Савва Исаакович Гаврилов, совершавший здесь богослужения с 1888 года. Председателем приходского попечительства, которое было открыто при церкви в 1892 году, состоял казак торгового общества Александр Иванович Парамонов. Зданий, принадлежащих церкви, было три: деревянный дом для церковных сторожей, деревянный дом под железной крышей для священников и деревянный дом, обложенный кирпичом, для помещения школы.

Казаки регулярно ходили в храм, жили в благочестии и искренне молились за Веру, Царя и Отечество, дети – в церковно-приходскую школу, где их учил грамоте и другим наукам учитель, казак Качалинской станицы Стефан Тимофеевич Дорошев.

Посещали церковь казаки и казачки:

Аверины, Акользины, Алаевы, Арженовские, Артемовы, Банновы, Бардаковы (Бардиковы), Безбанновы, Блудилины, Богатыревы, Болдыревы, Бондаренковы, Братчиковы, Бычковы, Васильевы, Волоцковы, Горины, Гребенниковы, Гульцевы, Гусевы, Давыдовы, Деевы, Донцовы, Дураковы, Евсиковы, Елфимовы, Ермаковы, Жутовы, Звонаревы, Золотовские, Ивановы, Ильины, Иньковы, Ирхины, Кабардинцевы, Кагальницковы, Казьмины, Калинкины, Камышановы, Карагичевы, Каргильцевы, Клецковы, Клыковы, Козловы, Коноваловы, Косовы, Котляровы, Котовсковы, Кошенсковы, Крючковы, Кухтышкины, Лагуитины, Лазаревы, Лобачевы, Лопоуховы, Манихины, Мануйловы, Митяевы, Муруговы, Небыковы, Павловы, Паршиковы, Паршины, Пересыпкины, Побежимовы, Подрезовы, Поляковы, Пономаревы, Поповы, Прохоровы, Родины, Рубцовы, Рябовы, Савельевы, Самохины, Свиридовы, Семикины (Семыкины), Сеньшины, Серебряковы, Сиволобовы, Симоновы, Синяпкины, Солодковы, Соломатины (Саломатины), Страчковы, Студеникины, Фильцовы, Фроликовы, Цветковы Чеботаревы, Чересовы, Черниковы, Черничкины, Чиковы, Чубаковы, Чубраковы, Чудины, Шефатовы.

Однако на Руси наступили темные времена нечестия и богоборчества. И эту церковь постигла участь большинства религиозных храмов — в начале 30-х годов прошлого столетия Советской властью она была закрыта. Здесь размещалась хлебопекарня, под куполом находился «красный уголок» с бюстом Ленина. В 1948 году здание отдали под электростанцию, след от которой хранит по сегодняшний день кирпичная стена метровой толщины алтаря, насквозь пропитанная машинным маслом, брызгавшим из дизельного электрогенератора. В 1960 году здание церкви передали под столярную мастерскую, затем под склад Нижнечирского рыбозавода. И только в 1989 году в станице организовали православную общину и храм вернули в безвозмездное и бессрочное пользование.

В разные времена в этой церкви служили священники: Киселев И.И. (1878-1887 гг.), Гаврилов С.И. (1888-1913 гг.), Богачев П.Т. (1913-1917 гг.), Фильцов А.В. (1917 — после 1918). Первым настоятелем после закрытия прихода был назначен священник Сулима Н.А., служивший с 1989 по 1991 годы, новый настоятель Я.М.Карпец (с 1991 по 1993 годы) начал восстановительные работы в храме, тогда была построена колокольня и частично отремонтированы стены и кровля здания. Иеромонах Тихон служил в 1993 году, священник Андрей Шереметов – с 1993 по 1995 годы, иерей Е.А.Левшин — с 1996 по 1998 год, им-то и был для церкви документально оформлен статус памятника истории архитектуры и культуры регионального значения. Иерей Сергей Акимочкин служил в 1999 году, а с 2001-го и по настоящее время настоятелем храма является протоиерей Николай Охотников, который продолжил восстановительные работы. С 1999 года и по сей день он является душепопечителем в исправительной колонии №19.

Родился будущий священник в 1975 году в семье суровикинцев Геннадия Николаевича и Валентины Иосифовны Охотниковых. Отец трудился водителем в спецхозе, мама – дегустатором вин на овощно-консервном заводе. Огонь веры в сердце мальчика зажгли его бабушки – Мария Иосифовна и Феодосия Кирилловна. Он старательно записывал услышанные от них первые молитвы, учил и усердно молился. И в свои десять лет уже твердо знал, что хочет быть священником. Значительное событие в жизни ребенка произошло, когда он увидел первый храм в честь Святого великомученика Георгия Победоносца в г.Ардон (Северная Осетия) — его величие произвело на мальчика неизгладимое впечатление.

- Благодаря таким вот бабушкам в безбожные десятилетия православие и сохранилось, — считает настоятель. – Церковь стал посещать с первых дней открытия храма Михаила Архангела. Как сейчас помню, 1 сентября 1991 года после школьной линейки отправился в церковь, где познакомился с отцом Геннадием, ставшим моим духовником и наставником. Матушка Раиса пригласила меня петь в церковный хор, позже отец Геннадий взял помощником в алтарь, далее – служба в рядах Российской Армии.

Служил Николай Геннадьевич в Подмосковье в 11-м отдельном кавалерийском полку, домой вернулся в звании сержанта. С 1995 по 1996 годы совмещал пономарское служение и помогал при строительстве купола в Михайло-Архангельской церкви. В 1996 году поступил в Волгоградское духовное училище при Царицынском православном университете преподобного Сергия Радонежского. Уже через год, в 1997 году, женился на суровикинской казачке Наталье Чудиной. Вместе с Натальей Владимировной воспитывают четырех детей: Марию, Серафима, Ольгу и Степана. В том же году 21 декабря архиепископом Волгоградским и Камышинским Германом был рукоположен в сан диакона, а 8 марта 1998 года – в сан священника (пресвитера) и 1 апреля направлен на первый приход – в храм Покрова Божьей Матери в х. Новомаксимовском. Прослужив там три с половиной года, был назначен (14 ноября 2001 года) настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла в р.п. Нижний Чир. А с 2003 года начал восстановительные работы единственного на два района, Суровикинского и Чернышковского, исторического памятника культуры.

- Для начала очистили храм и прилегающую территорию от мусора, привели в рабочее состояние станки по дереву и камню, отремонтировали оконные рамы, — продолжает батюшка. — В 2005 году сделали кровлю и поставили купол с крестом, сварили решетки на окна, установили оконные рамы, застеклили и покрасили, верхнюю часть обрамили оцинкованным железом. Кроме того, открыли приходскую библиотеку. В 2006-м году проводились внутренние работы: был оштукатурен купол, потолок подбит гипсокартоном, загрунтовали и покрасили северную часть церкви, вставили окна. В 2007-ом – отштукатурили и покрасили стены внутри храма, с фасадной стороны установили металлическую ограду. В следующем году выложили пол кафельной плиткой, установили входные наружные двери, построили котельную, провели внутри церкви водяное отопление. В 2009-м сделали деревянный пол в алтаре и солею, с восточной стороны храма установили водостоки, а также деревянную лестницу на колокольню.

12 июля 2010 года, в праздник святых апостолов Петра и Павла, в этом старинном храме, единственном из шести уцелевших церквей станицы Нижнечирской, совершилась первая за 80 лет с момента его закрытия божественная литургия, возглавил которую наместник Александро-Невского мужского монастыря д.Кимляй архимандрит Серафим (Новаковский). Церковь возродилась… Этот поистине исторический день местные жители и гости станицы встречали со слезами радости на глазах, — говорит о.Николай. – Ну а нам стоит добавить, что вместе с настоятелем Петро-Павловского храма на божественной Евхаристии молились игумен Роман (Невский) из Александро-Невского мужского монастыря Республики Мордовии, иеродиакон Авель (Костин), протоиерей Николай Пырков из станицы Голубинской, иерей Роман Ушаков из хутора Тормосино, а также множество прихожан из окрестных хуторов и соседних районов. В этом же году открылась Воскресно-приходская школа имени епископа Нижнечирского Николая Орлова.

- В 2011 году благоустроительные работы продолжились: были установлены внутренние пластиковые двери — 4 больших и 4 малых, покрыли пол в алтаре, солею и амвон ламинатом, а ступени на амвон выложили кафельной плиткой. В 2012 году приходу был пожертвован А.Ю.Лыгиным деревянный Св.Престол, с помощью пожертвований прихожан храма приобетены облачения на Престол и Жертвенник, а в 2013 году в центральной части храма появилось двухъярусное с хоросом паникадило, пожертвованное предпринимателем из станицы Зимовейской (Ростовская область) А.А.Ждановым. В 2014-м был установлен иконостас. А 6 июля Преосвященнейший Владыка Иоанн, епископ Калачевский и Палассовский совершил Великое освящение храма. Построили угольник и дровяник. С северной стороны установили въездные ворота в церковный двор. С сентября начал издаваться ежемесячный Петро-Павловский листок.

В 2015 году на втором ярусе колокольни восстановлена и оштукатурена кирпичная кладка, подбит обрезной доской и утеплен потолок, вставлены два арочных и два крестовых окна. Оштукатурили и покрасили простенки – три у входных и семь у внутренних дверей. Также были отштукатурены и покрашены три арки над входными уличными дверями. Установили на территории храма информационную доску. Было написано и установлено девять икон. Началась роспись храма. Кстати сказать, все иконы в храме, настенные, а также в иконостасе, написаны художником из Волжского Алексеем Владимировичем Белоконевым, который в настоящее время является послушником в Серафимо-Саровском мужском монастыре Борисо-Глебской Епархии.

Есть в храме и особые иконы. Маленькая деревянная икона Пресвятой Богородицы Скоропослушницы чудесным образом была найдена в 2011 году местным казаком на берегу водохранилища. Лик Богородицы был совершенно сухой и неповрежденный водой. Надо сказать, что дочь казака много лет не могла иметь детей, а после чудесной находки она зачала. Разве это не чудо?

Мой взгляд привлекла необычная икона Святителя Николая Чудотворца, который в одной руке держит Петро- Павловскую церковь до её разрушения, в другой – меч, символизирующий духовную защиту храма, веры православной и самих станичников.

Еще одна икона – изображение Иоанна Крестителя с Богомладенцем Иисусом Христом в чаше — примечательна эта икона тем, что какой-то вандал вырезал образ Христа из чаши, тем самым пытаясь его уничтожить. Есть в храме икона последнего епископа Нижне-Чирской Захария (Лобова), который в 2000 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви причислен к лику российских новомучеников и исповедников. Меня поразило и то, что при храме открыт своеобразный церковно-исторический музей.

В нем хранится освященное Владыкой Иоанном знамя станицы Нижнечирской, под которым в 1989 году началось возрождение казачества, Союза Донских казаков. К слову сказать, в юбилейный 125-летний год храма епископом Калачевским и Палассовским ему присвоен статус казачьего. С 2005 года протоиерей Николай Охотников является духовным наставником казаков Суровикинского юрта.

В июле 2020 года по инициативе отца Николая внутри церкви были установлены несколько витрин, в которых хранятся предметы Петро-Павловского храма до его закрытия и с момента восстановления, а также предметы обихода народов, населявших эти края.

Одна из экспозиций посвящена дореволюционной истории храма. Здесь старинные книги — Новый Завет, Евангелие, кованый затвор, закрывавший церковную браму, остатки лепнины, гвозди, детали облачения священнослужителей.

Вторая содержит церковную утварь, фотографии и архивные документы, рассказывающие о восстановлении прихода. В третьей витрине расположены предметы, найденные или переданные местными жителями: крестики, венчальные цветы, кольца, перстни, пряжки, печать церковного старосты, иконы, монеты. Четвертая витрина носит название «От скифов до наших дней». В ней собраны артефакты разных исторических периодов и народов: скифов, хазар, казаков. Здесь наконечники стрел и пик, запчасти от пищалей и ружей, фрагменты шашек, куски керамики и окаменевшего дерева, казачьи погоны, кокарды, медали, пуговицы и так далее. И коллекция только растет... Есть здесь и закладная плита 1904 года на Никольскую церковь хутора Ильменского станицы Нижнечирской. Хутор был затоплен при строительстве Цимлянского водохранилища, но несколько лет назад, когда водохранилище обмелело, были найдены надгробья с затопленных кладбищ.

- В тот год выдалась необыкновенно сухая и жаркая погода, — продолжает настоятель храма. — Из илистого дна было видно три надгробья, которые оказались очень тяжелыми, такими, что с первого раза даже с помощью грузовика нам их вытащить не удалось. Только на следующий год сумели дотащить их до храма. Много загадок у этих надгробий, я думаю, их кто-то убрал с территории храма после революции. Ведь в те годы вместе с церквями разоряли и всё, что лежало вокруг. Камни очень интересны и необычны. Один, из чёрного мрамора изображает дерево с отрубленными ветвями. По одной из версий это означает, что прервался род, на ушедшем закончилась династия. По другой – количество детей. Есть еще одна версия, возможно, дерево – символ жизни. А пень с обрезанными ветками – символ перехода из земной жизни в неземную. Трудно сказать, какая из трёх верна, но, судя по надписи, под ним была погребена жена полковника Мария Георгиевна Борисова, скончавшаяся предположительно в 1910 году. Буквы и цифры трудно читаются – кто-то, видимо, в порыве классовой ненависти изрядно потрудился. Два других памятника более традиционны. Под одним упокоился полковник Пётр Макарович Садчиков. Под другим в 1913 году – ктитор Троицкой церкви, гражданин Московской губернии Георгий Мартынович Мартынов. Пока больше загадок, чем разгадок, однако можно предположить, что все три надгробия когда-то располагались на территории Троицкого собора. Со временем из них будет составлена отдельная музейная экспозиция, — добавил отец Николай.

Есть во дворе храма Петра и Павла и еще один загадочный предмет, который отец Николай обнаружил в Липовой балке. Это огромный камень-валун овальной формы. На нем православный восьмиконечный крест выбит в зеркальном отображении – нижняя перекладина поднимается слева направо, а должно быть наоборот. Крест символизирует распятие Иисуса Христа. Так же зеркально отображается и верхний рисунок, напоминающий рукописную букву «т». Это так называемая тамга – государственный герб крымских ханов. Или, как ее еще называют, трезубец Гираев. Именно Хаджи Гирай, потомок Чингисхана и первый крымский хан, утвердил тамгу как государственный герб. Почему и она перевёрнута, и как на одном камне рядышком расположились символы православия и ислама?

Богатейшей историей своего прихода и родной земли отец Николай щедро делится со всеми, кто хочет ее знать. Он проводит экскурсии для всех желающих, а надо сказать, их немало: были здесь паломники из Северной Осетии, Москвы, Волгограда, Воронежа, воспитанники церковно-приходской школы при храме Михаила Архангела, коллектив волгоградского казачьего ансамбля «Любо», музейные работники из Музея-панорамы «Сталинградская битва» и много-много прихожан.

Настоятель храма показывает, что еще нужно сделать, чтобы возродить храм.

- Планов много, незаконченных работ много, предстоит ремонт колокольни, дальнейшее благоустройство территории. 2022-ой год ознаменован столетием со дня издания Декрета об изъятии церковных ценностей, за что пострадал в Царицынской тюрьме епископ Нижнечирский Николай Орлов. В ознаменование этого события с духовенством и прихожанами на территории прихода планируется установка памятного креста.

За все, что сделано и предстоит сделать, отец Николай искренне благодарит администрацию Нижнечирского сельского поселения, местных фермеров, индивидуальных предпринимателей и всех, кто принимал и принимает участие в благоустройстве пережившего разорение и запустение родного храма.

Несмотря на свою нелегкую судьбу, усилиями настоятеля и верующих приход не просто восстанавливается, он уже живет полной жизнью, в нем совершаются Божественные литургии. А батюшка Николай, как истинный пастырь, с бережностью и заботой стремится восстановить историю церкви и его прихожан.

Закройте глаза и прислушайтесь: история здесь начинает звучать сразу же, как только войдешь в эту намоленную веками святыню, жемчужину суровикинской земли.

Н.АВРАМОВА, наш корр. Фото автора

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

227