Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

04.04.2022 16:58 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Птичье царство верхнечирца Владимира Пономарёва

Любой увлечённый человек необычен, а по сему, всегда интересен. В нашем районе много творческих людей: есть художники, писатели, поэты, люди, занимающиеся различными видами рукоделия, народным промыслом, и все они — мастера и знатоки своего дела.

Их увлечение — это полет фантазии и жажда души, влюбленность в мир, желание творить и создавать.

Мой собеседник именно такой – влюбленный в саму жизнь человек, с ее трудностями, взлетами и падениями.

Верхнечирец Владимир Пономарёв — глубоко увлечённый человек, и увлечений у него – масса, каждое из которых он любит по-своему, не жалея на любимые занятия ни потраченных сил, ни времени, ни денег, ведь они дарят ему, его родным и близким, приезжим большой заряд энергии и позитива. Этот человек никогда не скучает и не сидит без дела: он – мастерит. Любит столярное и токарное дело. К примеру, из обычного пенька, чурбака рождаются на свет занимательные сказочные фигурки, из куска прута, проволоки, уголка или трубы получаются не только красивые, но и нужные в хозяйстве предметы. Отдельное место в его жизни занимает фотография, которой он увлекся еще в школьные годы, имея старенький фотоаппарат «Смена». Его фотографии – это особый мир, это искусство его наблюдения, умение схватить мгновение вне времени, как, к примеру, последние секунды жизни утренней росы на сосновых иголках. Как же можно не запечатлеть необычные и редкие мгновения? Он всегда в поиске чего-то необычного в самом обычном месте... Но самое любимое и всепоглощающее его увлечение – это птицеводство. В его подворье около 30 видов домашних и диких пернатых: куры, перепела, фазаны, гуси, утки и даже павлины. Об этих уникальных умных птицах, продолжительности их жизни, стадиях роста, тонкостях семейного уклада, подразделениях, распределении рабочих ролей – обо всём, что связано с ними, Владимир Николаевич может рассказывать часами, приводя множество ярких примеров из личной практики. Слушать его безумно интересно и увлекательно, можно сказать – он энциклопедия по птицеводству, в этом мы убедились, побывав у него в гостях.

По приезду в хутор, не заходя в дом, мы медленно пошли осматривать его птичий двор. Глаза хозяина горели, на лице – простая улыбка. Взгляд притягивает фасад дома, на котором разместились колесо от прялки, старинный инвентарь и много других поделок.

- Были бревнышки, и решил: дай-ка попробую что-нибудь вырезать, вдруг что получится, а оно и получилось, указывая на деревянные фигурки, говорит Владимир Николаевич. – Мысли, настроения, надежды и мечты обязательно во что-нибудь выльются, главное, не сидеть на месте. Птицеводством решил заняться за год до пенсии, читал много советской, популярной литературы по теме, общался с заводчиками. Сначала купил в Калаче семью румынских фазанов, уж очень драчливые оказались. В отличие от павлинов им свойственна жестокость. Если, к примеру, к самцу подсадить самочку и она ему не понравилась, он может просто заклевать её до смерти – перевел. После купил перепелок трех видов, оказывается им нужно теплое помещение, тоже перевел. Далее приобрёл охотничьих фазанов, и так, пошло, поехало, не могу остановиться, люблю я это дело, — улыбаясь, признается Владимир. — Сложнее всего ухаживать за дикими птицами – они не любят чужих, сильно пугаются. Поэтому передвигаться в вольере и между ними нужно очень тихо.

Надо сказать, на птичьем дворе глаза разбегались, разные породы фазанов и павлинов выглядели очень экзотично – уж очень красивое у них оперение и изящные формы, такую красоту не каждый день встретишь, восторг полнейший! А хозяин, тихим голосом продолжал.

- Фазаны, особенно охотничьи, в содержании и в еде неприхотливы. Главное условие – большой крытый вольер. Они хорошо переносят морозы, но не сквозняки. В еде они вообще неприхотливы. Можно кормить как обыкновенных кур. Хотя от лакомства в виде кабачков, капусты, моркови они тоже не откажутся. Синий ушастый фазан, — продолжает, указывая на птицу, — я просто в него влюбился. Поехал в Волгодонск и купил пару за 10 тысяч рублей. На этом не остановился, увидел серебряных фазанов — купил в Волгограде, потом приобрел яйца Индийских павлинов, горжусь — сам вывел. За Черноплечим индийским павлином ездили в Среднюю Ахтубу, там купили 5 недельных цыплят. Павлины, удивительно красивая птица, не правда ли?- обращается ко мне хозяин дома. — Длина перьев у самца порой достигает трех метров. И, поверьте, самка не всегда обращает на него внимание и отвечает ухажеру взаимностью. Позже заводчик из Волгограда подарил лимонного и золотого фазанов, а самочек не было, две королевских самочки и одна лимонная добирались к нашему подворью аж из Воронежа. В Цымлянске купил 9 штук кекликов по 1,5 тысячи рублей каждый. Кеклик – птица стайная, её голос можно услышать в утренних сумерках, когда самцы устраивают «перекличку». По звучанию она напоминает «ке-ке-лик», потому, и кеклик. Смотрите, — обращает мое внимание, — голова кеклика куда красочней туловища, желтые щечки и горло, оранжевые перья вокруг ушей. Красные кольца подчеркивают глаза. У самцов есть шпоры на ногах. Их на земле насчитывается около 20 различных видов! Кеклик в домашних условиях живет довольно долго – до 20 лет. Сложность разведения заключается в том, что в клетке самки не садятся на яйца. Вывести птенцов можно лишь с помощью инкубатора, – так, в подробностях, с любовью Владимир Николаевич рассказывал о каждой птице, провожая меня от вольера к вольеру. Дорогу нам вальяжно, как истинные хозяева двора, переходят гуси.

- Держали сначала серых гусей, — переключившись на них, продолжает хозяин дома, — купили по месту яиц, вывел, затем в Волгограде купили породу Датский Легард. По гусям тоже много литературы прочитал, начал разбираться. Загорелся Холмогорской породой. Семью (три особи по три тысячи рублей) купили под Воронежом в Греково-Степановке. Как потом узнал, через полгода их нужно было вакцинировать, вакцина, к слову сказать, стоит 9 тысяч тюбик, вовремя не успели, гусак и самка пали. — Вы не поверите, они как люди. Гусак заболел, лежит, а из глаз слезы текут. Я плакал вместе с ним как ребенок, не из-за денег, а из-за потери такой красоты. Они величественные, гордые, как лебеди, да еще с голубыми глазами. Сейчас осталась одна самка. Чтобы восполнить гусиную ферму в Клетской купили еще семью, кроме того, в Краснодарском крае заказали инкубационное яйцо по 450 рублей за штуку, ждем, когда приедет, — вот так и живем со своим птичьим хозяйством.

Есть на подворье Пономарёвых и куры, которые они выбрали для личного хозяйства и разведения. Прекрасная грациозная и крупная порода Орпингтон и Австролорп Чёрно-пестрый. «Раньше, — признается хозяин дома, — держали голландскую бело-хохлатую и Брама, перевели».

Мое внимание привлекла не совсем обычная утка.

- Это Индийская пингвиновая утка или Индийский бегунок, — поясняет Владимир. — Представители этой породы имеют необычный для уток вид. По походке (у них короткие прямые лапки) и общему облику похожи на миниатюрных пингвинов и очень проворны, могут не просто быстро бегать — они носятся по земле, вдобавок — прекрасно плавают. Бегунок спокойный и прекрасно уживается с другими представителями птичника. Люблю эту породу, — с этими словами Владимир Николаевич показал свой инкубатор и брудер, где при определенной температуре появлялись на свет и подрастали будущие обитатели птичьего двора.

Пока я знакомилась с птичьим царством, за мной неотрывно следили зоркие глаза еще двух любимцев хозяина — чистокровных западно-сибирской Лайки и русской гончей, с которыми заботливый хозяин прошел не один десяток километров в охоте за дичью, кстати сказать, еще одно увлечение Владимира.

По приглашению хозяйки, заходим в дом, где прошу моего собеседника немного рассказать и о себе, и своей семье.

Владимир Николаевич родом из хутора Верхнечирского. Родился 20 января 1962 года, окончив в 1979 году школу, три сезона отработал в совхозе штурвальным, после чего был призван в ряды советской армии. Служил в Московской области, станция Удельная водителем-электромехаником автоматизированной контрольно-испытательной подвижной станции войск связи. Несмотря на то, что за отличные показатели в службе, высшее руководство предлагало продолжить службу по контракту в органах госбезопасности, обеспечивало жильем, молодого Володю манила к себе родная земля. По возвращению домой, в 1982 году опять пошел помощником комбайнера к Николаю Ивановичу Шкитину, отработал сезон уборочной.

Видя в молодом парне потенциал, председатель предложил ему возглавить Верхнечирский сельский клуб, который на тот момент был в разрушенном состоянии. В здании ютились только библиотека и контора, фойе же было открыто небу и там беспечно отдыхали коровы да козы.

На предложение Владимир согласился, и буквально с первого дня начались ремонтно-строительные работы. Сутками пропадал на работе, от рассвета до заката что-то пилил, сверлил, мастерил, строил. Благодаря стараниям и энтузиазму молодого специалиста, Дом культуры возрождался на глазах. Со временем совхоз закупил аппаратуру и отправил директора клуба учиться в Волгоград на киномеханика.

- Тогда директором киносети Суровикинского района был Тормосин Александр Михайлович, толковый руководитель, он помогал и словом и делом. А я в то время очень нуждался в наставничестве, — вспоминает Владимир Николаевич. — С моей второй половинкой мы познакомились на току. На ту пору Алла была студенткой Воронежского государственного технического университета, специальность — электормеханик связи. Приглянулись друг другу, в душу запали...

Пара поженилась в 1983году. По окончании учебы Аллу Васильевну по распределению направили в Бугурусланское летное училище Гражданской авиации им. П. Ф. Еромасова. Поработав там совсем немного, она вернулась к мужу, трудоустроившись в Суровикинский узел связи. А в1984 году у Пономарёвых родился продолжатель рода, первенец – сын Сергей, а в 1989-ом — дочь Наталия.

- В 1985 году я вступил в ряды КПСС, — продолжает хозяин дома. — Был избран секретарем парт отделения №1 в совхозе Бурацкий. В то время все коммунисты были участниками Великой Отечественной войны, и мне, молодому парню, приходилось каждый понедельник проводить для них политзанятие, готовился к ним, надо сказать, очень серьезно, волновался, шел на занятия как на войну, понимал, что передо мной видавшие виды ветераны.

Год за годом дни сменяли друг друга. Как и другие сельские жители, Пономарёвы растили детей, помимо основной работы занимались домашним хозяйством, держали скот и птицу, обрабатывали огород.

- Так как сами приучены, так и детей к крестьянскому труду от зари до зари с ранних лет приучали, возможно, в некоторых случаях перегибал палку, — говорит Владимир, — но всегда хотел как лучше. Для меня мои родители были примером для подражания. И очень хотелось бы, чтобы и во мне дети чувствовали опору, и сами стали опорой уже своей семьи.

- Он все умеет: и отопление починить, и засор прочистить, и крышу покрыть, и машину водить, и столярничать, и плотничать, так и детей учил, — поддерживает мужа Алла Васильевна.

В клубе Владимир Николаевич проработал до 1994 года, далее в стране началась перестройка, и председатель сельского сельсовета Анатолий Михайлович Рыбников предложил ему устроиться на железную дорогу. Начальник дистанции принял с условием обязательной учебы. Год Владимир учился в железнодорожном училище Сарепты по специальности железнодорожный мастер. По окончании учебы, через год был назначен бригадиром искусственных сооружений, и до 2017-го руководил бригадой, которая обслуживала участки железнодорожных линий от Морозовской до Кривой Музги (324 километр).

- Мосты, трубы, путепроводы, переезды, все было в нашем ведении. Дождь, мороз, жара и вьюга – мы на работе, её никто не отменял…

Двадцать три года жизни отдал Владимир Николаевич железной дороге, и в 2017-ом, как исполнилось 55 лет, ушел на заслуженный отдых. Его многолетний добросовестный труд отмечен именными часами начальника железной дороги, множеством почетных грамот и благодарственных писем.

За делами, заботами годы пролетели, как птицы… Сейчас чета Пономарёвых предоставлены сами себе и птичьему хозяйству. Периодически отдыхая от дел, ездят к родственникам в Красноярск, в Удмуртию — за грибами. Дети выросли, сын работает водителем, по-прежнему помогая отцу по хозяйству, дочь замужем, живет в Ложках, работает медсестрой. У супругов есть уже трое внуков. Судьба распорядилась так, что с 10-летнего возраста Пономарёвы как собственного сына воспитывали племянника — Кирилла Каратыгина, которым они по праву гордятся. Парень закончил школу с золотой медалью, затем академию МЧС в Москве, юридический институт заочно, сейчас капитан Каратыгин — начальник отдела по охране труда в управлении МЧС г.Волгограда.

Казалось бы, чего еще желать семейной паре Паномарёвых? Дети – их гордость, внуки – их радость, дом – полная чаша, ан, нет, есть у них еще одна, вернее две мечты — развести Африканских гусей и страусов.

- В племхозяйстве Башкортостана стоимость одного яйца — 1,5 тысячи рублей, а суточный цыпленок страуса стоит 8 тысяч — говорит Владимир Николаевич, — дороговато, конечно, но, думаю, все возможно.

Надо сказать, что весь птичий двор Пономарёвы держат в основном для красоты, но бывает что и знакомые, и друзья с удовольствием покупают яйца. Иногда заглядывают в гости, чтобы приобрести себе пернатого любимца начинающие птицеводы либо заводчики.

Восхищаюсь я такими людьми, ведь они не просто имеют любимое занятие — их плоды это многолетний большой труд, заслуживающий уважения и добрых слов.

Н.АВРАМОВА, наш корр. Фото автора

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

55