Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

24.10.2019 09:35 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Так в трудах и годы пронеслись

25 октября отметит свой 90-й день рождения очень добрая, скромная женщина Лидия Семеновна Братухина.

В 1929 году в многодетной семье Семена Евстафьевича и Таисии Евдокимовны Никулиных, проживавших в х.Муковнин Клетского района, родилась девочка, имя которой родители дали Лида. С раннего детства она, как и все в ту пору, была приучена к работе и трудной деревенской жизни.

Двенадцатилетней девочкой настигла её война…

- Детство закончилось, так и не начавшись, — со слезами на глазах вспоминает Лидия Семеновна, — страшные годы войны как-то разом всех сделали взрослыми… Отец ушел на фронт, а мы с мамкой, как цыплята, выживали как могли. Немцы, войдя в хутор, издевались как хотели: грабили, убивали, жгли… Помню, зашли к нам и, направив дуло пистолета, начали требовать еду: «Матка, яйко, яйко давай!», я достала им 2 штуки и протянула. Тут немец как закричит: «Пук, пук и капут!», я в слезах отдала им все вместе с мисочкой. Ходили по дворам, забирали все съестное, отбирали самых упитанных коров. Нашу не трогали, она худющая была, как велосипед, да еще и раненная в ногу, — с горечью сказала собеседница.

Рассказ Лидии Семеновне давался с трудом, раз за разом накатывал ком горестных воспоминаний…

- Было очень голодно, холодно... Хлеб, как глина… Ох и тяжело приходилось, а говорят, что сейчас плохо жить, — голос притих. — Господи, какими были голодными! С каким страхом мы собирали на полях колоски! — мозолистой рукой вытерла горячую слезу. — При бомбежке прятались в окопах, я, кстати, там и свои учебники закопала, чтобы они немцам не достались, а «добрая» соседка донесла. Те откопали, рвали книги и смеялись, а я плакала, там ведь были стихи о Ленине, я их помню до сих пор, — и продекламировала.

С волнением Лидия Семеновна рассказывает о том, как через хутор нескончаемым потоком шли советские пленные.

- Их гнали как скот, продолжает хозяйка дома. – Был в той колонне раненый, еле шел. Немец вызвал его, ткнув пистолетом в грудь. Тот вышел и, видимо, понимая, что его хотят убить, взмолился… Просил пощадить… Сколько в его глазах было нечеловеческой боли и отчаяния… — почти шепотом произнесла женщина. — Немец выстрелил ему в спину и пошел. Солдат упал… Спустя какое-то время с трудом поднялся и, осенив себя крестным знамением, начал страстно молиться, пока не затих. До сих пор он стоит перед глазами.

Вспомнился Лидии Семеновне случай, когда она с соседками гнала коров с пастбища, а из балки навстречу вышли наши солдаты.

- Растерянные, голодные, всё спрашивали, в каком районе находятся, просили принести гражданскую одежду. Напоив солдатиков молоком, мы погнали животных дальше. Не знаю, решился ли кто отнести им одёжку? Навряд ли, ведь все боялись. Немцы шныряли везде, всё и всех проверяли. Ловили наших по лесочкам и балкам много, судьба их печальная... Многие семьи потеряли в этой страшной войне своих родных и близких, — задумавшись, продолжила: – В ноябре 1942-го хутор освободила Красная Армия, а в 1943-м отца по ранению комиссовали, пришел домой. Жить стало как-то радостней... Он устроился работать в магазин, хотя был хорошим сапожником, но материала-то не было, и сапоги шить не из чего было. В 5-й класс я так и не пошла, не было возможности, устроилась к отцу помощником продавца. Вскоре его перевели на другое место, и я работала одна. До сих пор диву даюсь, как я справлялась в таком-то возрасте?!

Трудностей в жизни Лидии Семеновны встречалось немало, но она справлялась, держалась бойко, молодцом, да и люди были доброжелательные по отношению друг к другу, признается хозяйка.

В 19 лет вышла замуж за соседского парня Куприяна, в 1949 году родился первенец – сын Владимир, в 1953 – Геннадий. Десять лет пара жила с родителями мужа. Тяжело было в невестках ходить и угождать во всем, да и хозяйство, и дом, и дети — всё было на плечах молодой жены. Уже в Суровикино им удалось разделиться, лишь тогда она вздохнула с облегчением.

Работала Лидия Семёновна в районной столовой (нынче ЦКК «Юность»), 6 сезонов в совхозе на плантациях, в совхозной столовой, затем рабочей на складе, после хоть и упиралась долго, но все же стала завскладом, проработав на этом месте до самой пенсии.

Куприяна Ивановича не стало в 1987 году, ветеран труда (38 лет трудового стажа только по документам) и труженица тыла тяжело перенесла эту утрату, но держалась, занимала себя внуками, стараясь по прежнему помочь детям.

Так в трудах и годы пронеслись… Голова посеребрилась сединой, здоровье уж не то, но Лидия Семеновна старается не поддаваться болезням и недугам. Все также безропотно и смиренно, как научила жизнь, принимает все, что послано ей свыше. С домашними делами потихонечку справляется сама, а что не под силу – поможет социальный работник и дети.

Поздравить именинницу съедутся родные и близкие, за столом соберется весь род, в ее адрес будут звучать заздравные тосты, а она тихим и ласковым голосом расскажет 3 внукам, 4 правнукам и 3 праправнукам о своей нелегкой, но счастливой судьбе, даст родительское напутствие.

Нам тоже хочется пожелать этой удивительной женщине крепкого здоровья и бодрости духа. Лидия Семеновна, живите долго и не старейте душой!

Н.АВРАМОВА, наш корр. Фото автора и из семейного архива

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

7