Меню
16+

«Заря». Общественно-политическая газета Суровикинского района

20.08.2020 12:06 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Здесь ощущаешь величие подвига

При подготовке к празднованию в Суровикинском районе 75-летия Великой Победы особое внимание уделили местам захоронений советских воинов. В составе комиссии, которая оценивала необходимость провести благоустроительные и ремонтные работы, был председатель районного Совета депутатов Г.И.Локтионов.

В разговоре с корреспондентом он отметил, что все памятника района находятся в ухоженном состоянии, и поделился впечатлением, которое произвел на него монумент на месте бывшего хутора Кололовский – находится он на самой границе с Ростовской областью, практически перед въездом в станицу Обливскую. Населенных пунктов Суровикинского района рядом нет. Тем не менее, это памятное место облагорожено, убрано и покрашено. Выяснилось, что ухаживают за ним новодербеновские работники культуры и администрация Сысоевского сельского поселения. Вместе с руководителем МКУК «Искра» Нагимой Амангалиевной Есетовой мы и отправились в Кололовский, где об исчезнувшем больше 40 лет назад хуторе и о событиях, произошедших здесь в годы войны напоминает лишь памятник. Он встречает каждого путника, направляющегося в Обливскую по асфальтированной дороге, прямо перед Чиром.

Чуть не доезжая до моста, сворачиваем вправо. Грунтовая дорога идет через глубокую балку, а дальше, на возвышении, с которого очень хорошо видна Обливская, тот самый монумент – многие признаются, что никогда его не замечали.

На сайте СЕКРЕТЕВ.РФ/Донские хутора/ есть информация, что по легенде история образования хутора Кололовского такова:

«Состоятельные люди, селившиеся в станице Обливская, имели обыкновение отстраивать рядом со станицей летнее подворье — хутор. Хутор Кололовский изначально и являлся таким летним подворьем состоятельного обливского станичника предположительно с фамилией Кололов или Колоколов (но есть сомнения в вышеуказанной версии происхождения названия хутора ибо вплоть до 1917-го года хутор именовался КАлоловский). По первому семья указанного станичника проживала в хуторе только в летний период. Но со временем отцу семейства пришлось отдать это летнее подворье двум свои дочерям, вышедшим замуж, для постоянного проживания. Одна из дочерей по мужу стала носить фамилию Наумова, а другая Сысоева. Затем у дочерей родились сыновья — трое и четверо соответственно, и пошел процесс формирования народонаселения хутора Калоловского… В 1859-м году в хуторе Калоловский насчитывалось 38 дворов, в которых проживало 115 мужчин и 121 женщина. Кстати, в хуторе Абливский в этом же 1859-м 52 двора, 163 мужчины и 183 женщины... К 1941-му году в хуторе проживало около 250 человек. В основном это Наумовы (по-уличному — Наумы) и Сысоевы (Сысои). Семьи с другими фамилиями называли «пришлые»… Летом 1941-го года подавляющее большинство мужчин хутора ушли на войну. В начале лета 1942-го года имущество колхоза было эвакуировано на восток. 22-го июля 1942-го года в середине дня в хутор пришли немцы. Оккупация продолжалась до 29-го декабря этого же года. Немцы вели себя как хозяева, но особых зверств не чинили. В декабре месяце все жители были собраны на колхозном дворе. Поздно вечером всех собравшихся под конвоем угнали на станцию Обливская и затем отправили в Белую Калитву в концлагерь. К счастью, все угнанные впоследствии были освобождены наступавшими советскими войсками. Малая часть жителей хутора, не пришедших на сбор на колхозном дворе, впоследствии всё равно была выселена из хутора под предлогом организации линии обороны, проходящей по хутору Кололовскому.

При штурме этой линии обороны 28-29 декабря 1942 г. погибло около 50-ти солдат Советской Армии. Все они похоронены в братской могиле рядом с хутором… Все похороненные в братской могиле солдаты (офицеров там нет) — это в основном выходцы из Средней Азии. Старый солдат (из похоронной команды), укладывая убиенных в могилу, приговаривал: «Ну что елдаш, навоевался? Укладывайся на вечный покой!»(«йўлдош» — с узбекского переводится как спутник (попутчик)».

(Примечание: редакция газеты нашла в интернете перевод с казахского «земляк»).

Нагима Амангалиевна рассказала о том, что к своему отцу, погибшему в наших краях, приезжала уроженка Ненецкого автономного округа, так что утверждать, откуда именно были погибшие солдаты, сложно.

– Тамара Семеновна Воробьева была у нас дважды – в 2008-м и в 2010-м году, – поведала Нагима Амангалиевна. – Ее папа Ванеканев Семен Васильевич погиб в январе 1943-го года в хуторе Дальне-Подгорском и числится захороненным в братской могиле хутора Новодербеновского. Однако Тамара Семеновна, побывав там, почему-то спросила: «А ведь есть еще братские могилы?», и мы повезли ее к другим захоронениям – их у нас в поселении четыре. Оказавшись на месте хутора Кололовского, она сказала: «Я чувствую, что мой папа покоится здесь». Во второй ее приезд мы уже ехали именно сюда, чтобы она поклонилась праху отца. Вообще к нам довольно часто приезжают родственники павших в наших краях солдат, и со многими продолжаем переписываться, делимся новой информацией, которую удается найти.

Нагима Амангалиевна признается, что среди расположенных на территории поселения, ей самой по душе памятник в Кололовском. В канун любимого праздника, Дня Победы, она обязательно бывает здесь. С коллегами и хуторскими детьми наводят порядок, красят ограду и ставят граненый стакан с кусочком хлеба. Проводят митинг и в минутном молчании отдают дань памяти погибшим. Это происходит и в преддверии других знаменательных и траурных дат, но именно 9 Мая по-особенному дорого побывать здесь: воображение ярко рисует картины боев, разворачивавшихся на огромной открытой территории, появляется осознание величия подвига миллионов советских солдат.

Публикация в Нарьян-Марской газете, где Т.С.Воробьева рассказала землякам о своем отце Ванеканеве Семене Васильевиче и поездке в Суровикинский район

«Остановись и помолчи, товарищ! Как память долговечна и крепка… Солдаты, что за Родину сражались – будут жить века!» – выбито на стеле. По неофициальной версии, в этой братской могиле около 50-ти воинов, но по спискам покоятся в ней трое бойцов. Рядовой Попов Алексей Михайлович 1904-го года рождения, уроженец Вологодской области Сокольского района деревни Зуево. Служил в 24 стрелковом полку, убит 23 августа 1942 года. Рядовой Удалов Яков Васильевич, уроженец Воронежской области Павловского района села Мамоновка. Служил в 4604 стрелковом полку, погиб в 1942-м году, точная дата неизвестна. Рядовой Федоров Семен Сафронович, призывался Кагановичским РВК. Служил в 421-м стрелковом полку, убит 31.12.1942 года.

– Мой папа Бигазиев Амангалий 1919-го года рождения тоже был ветераном Великой Отечественной войны, – говорит Нагима Амангалиевна. – Он не любил рассказывать о годах службы, но мы, все 9 его детей, с большим уважением относились к этой странице истории, старались как можно больше узнать о событиях военных лет. Женился он после демобилизации в 1946-м и жил с мамой в Обливском районе, в совхозе Песчаный. Мы чтим его память и в этом году решили в своей группе «Родня» (дети, 16 внуков и 5 правнуков папы, которые живут в Волгоградской, Ростовской областях, Москве) устроить флешмоб ко Дню Победы – подрастающее поколение, надев военную форму, читали стихи и пели песни о войне. Получилось очень здорово. А еще одна из моих племянниц побывала в этом году в недавно открытом Храме Вооруженных сил России и прислала фотоотчет. В парке «Патриот», с помощью интерактивной доски, она увидела не только всю информацию о боевом пути дедушки, но и его фотографию – мы все были горды этим. Кроме того, там же она сфотографировала капсулы с землей, привезенной с братских захоронений всей России – в прошлом году 22 июня проходила акция «Горсть Памяти», и мы в солдатских кисетах передавали ее в Москву. У каждой капсулы (латунные артиллерийские гильзы) название населенного пункта и количество покоящихся в братской могиле солдат. В том числе и с наших маленьких хуторов. Тоже было очень приятно узнать об этом. 

Нагима Амангалиевна, рассуждая, почему для нее важно хранить память о войне, чтить все связанные с ней знаменательные даты, ухаживать за расположенными вдалеке от поселений захоронениями, замечает, что как раз для ее поколения это не требует никаких объяснений. Нужно добиться, чтобы и для молодежи это было так же. Обязательно нужно им рассказывать войне, как можно больше привлекать к участию во всех патриотических акциях, митингах. Особенно вот на такие отдаленные памятники, где можно прочувствовать, каково это было воевать, отдавать жизнь за Родину в нашей голой донской степи.

Когда материал уже был готов, Нагима Амангалиевна позвонила и поделилась, что племянница из Москвы прислала видео, как в Главном Храме Вооруженных сил бьют колокола: «Это же и по нашим, захороненным здесь солдатам! Независимо от национальности, вероисповедания – по всем погибшим в той ужасной войне».

Е.Мурзина, наш корр.

Фото автора и из архива Н.А.Есетовой

В латунных артиллерийских гильзах земля братских могил со всей России с названием населенного пункта и количеством покоящихся здесь солдат

В парке “Патриот” на интерактивной доске племянница нашла информацию о Бигазиеве Амангалии

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

47